Хендай Каунти – пассажирский автобус малого класса, предназначенный для перевозки от 15 до 30 человек. Выпускался в нескольких модификациях. Особенно востребован в частном бизнесе в сфере пассажирских перевозок и туристского бизнеса. Используется для внутригородских и междугородних перевозок, а также в сельской местности (при наличии дорог с твердым покрытием).
История создания техники
В 2000-е годы резко возросло количество пассажирских маршрутов, а также выросли требования к их безопасности и комфортабельности. Активно увеличивался спрос на малогабаритные автобусы, которые были бы доступны малому бизнесу и окупали себя на не самых популярных маршрутах. Каунти идеально подошел для решения этой задачи. Компактный, маневренный, доступный по цене и при этом полноразмерный, с просторным салоном и высоким потолком, он смог составить конкуренцию Газели и другим автобусам малого класса.
Автобус был разработан в 1998 году сразу в двух версиях: стандартной и удлиненной. Стандартная модель была рассчитала на перевозку от 15 до 26 сидячих пассажиров, удлинённая вмещала 29-30 человек. В 2004 году технические характеристики Хендай Каунти были подведены под новые стандарты безопасности и комфорта. Обновленная модель сошла с конвейеров под именем e-County.
В декабре 2006 компания перенесла часть производственных мощностей в Россию. Автобус собирался на Таганрогском автомобильном заводе в четырёх модификациях (в том числе с низким полом и кондиционером). После того, как завод прекратил свою деятельность, производство перенесли в Кемеровскую область на завод ООО «КузбассАвто». Здесь его собирали в четырех вариантах вместимости (на 12, 15, 17, 18 чел.) и трех модификациях.
Модификации
Варианты County отличались друг от друга размером и комплектацией. Базовых версий модели было две:
- стандартная – длина 6,3 м, рассчитана на 15–26 посадочных мест;
- удлинённая – длина 7 м, рассчитана на 29–30 посадочных мест.
В каждой модели можно по-разному организовать внутреннее пространство. Например, автобус со стандартной базой может оснащаться 14, 15, 16, 18 или 24 посадочными местами. Удлиненная модель вмещает 19, 24, 26, 28 или 29 сидений в зависимости от их расположения. Кроме того, каждая модель может быть выпущена с низким полом, оснащена дополнительной задней дверью и кондиционером.
Автобусы, используемые для туристических перевозок, иногда проходят тюнинг: можно снять часть кресел и установить в салоне столики, устроить в задней части грузовой отсек или даже спальные места.
С технической точки зрения модификации Hyundai County различаются в первую очередь мощностью двигателя. Различают пять модификацию в зависимости от мощности в лошадиных силах: Hyundai County 110 (мощность мотор 110 л. с.) и далее Hyundai County 115, 120, 130 и 140. Это касается только автобусов корейской сборки, российские комплектуются одним вариантом двигателя.
Технические характеристики
Двигатель – дизельный с турбонаддувом:
- объем – 3,9 л;
- мощность — 144 л.с.
Максимальная скорость – 110 км/час. Расход топлива – 18 л / 100 км. Топливный бак – 100 литров. КПП – механическая, пятиступенчатая.
Габариты:
- длина – 6350 мм стандартная / 7085 мм удлиненная;
- ширина – 2035 мм;
- высота – 2630 мм (2755 мм при установке кондиционера).
- ширина передней колеи – 1705 мм;
- ширина задней колеи – 1495 мм;
- дорожный просвет – 195 мм.
Полная масса автобуса – 6360 / 6670 кг. Снаряженная масса – 3760–3985 / 4035–4180 кг.
Двигатель и ходовая часть
Как указывалось выше, Hyundai County южнокорейской сборки комплектуются шестью вариантами двигателей. У автобусов российской сборки такого разнообразия нет – на все машины ставится турбодизель из линейки D4DD, соответствующий экологическому классу Евро-3. Мотор адаптирован к нашим климатическим условиям, прост в обслуживании и ремонте.
Четырехцилиндровый мотор имеет рабочий объем 3907 см³ и способен развить до 144 л.с. мощности. Максимальный крутящий момент – 392 Нм. Стоит особенно отметить экономичность мотора – он расходует около 18 литров топлива на 100 км пути.
КПП – механическая, пятиступенчатая. Сцепление однодисковое сухого типа с гидравлическим приводом. Обслуживание топливной аппаратуры и электроники двигателя доступно из салона, для этого имеется легкосъемная крышка.
Подвеска – зависимая, рессорная, с гидравлическими амортизаторами по кругу и стабилизатором поперечной устойчивости. Отлично ведет себя на ровной дороге с твердым покрытием, но для неровных грунтовок не предназначена.
Тормозная система – гидравлическая, двухконтурная. Тормоза – дисковые. Система оснащена гидроусилителем и ABS.
Рулевой механизм реечный, также оснащен гидроусилителем. Удобный, расположен так, чтобы водитель минимально уставал в течение рабочей смены.
Интерьер и экстерьер
Внешний вид автобуса создает цельнометаллический несущий кузов вагонной компоновки. Панорамное остекление и сглаженные углы придают ему современный вид, а также повышают аэродинамичность. В целом дизайн автобуса сдержанный и практичный: плоские кузовные панели без изысков, цельная конструкция заднего бампера, фары и фонари традиционных форм. Это подчеркивает, что автобус разрабатывался для повседневной работы в любых условиях.
Салон оформлен так же нейтрально. Наибольшее внимание уделено комфорту: эргономичные мягкие кресла имеют удобные спинки и установлены на достаточном расстоянии друг друга. Проблемы с посадкой могут возникнуть на двух местах, расположенных над задними колесными арками – там очень мало свободного места для ног. В остальном дизайнеры сделали всё, чтобы даже многочасовая поездка была наименее утомительной. Кроме того, на всех сидениях установлены ремни безопасности.
Рабочее место водителя организовано с большим вниманием. Органы управления расположены удобно, на доступном расстоянии. Рулевая колонка регулируется для оптимального положения рук. Водительское кресло имеет пневмоподвеску, отлично гасящую вибрацию, и регулируется по высоте, близости к рулю и наклону спинки и может дополняться поясничным упором.
Также в базовую комплектацию каждого автобуса входят:
- противотуманные фары;
- магнитола;
- система обогрева салона;
- сдвижная дверь с электроприводом;
- динамики громкой связи.
Возможные неисправности
Каунти — надежная «рабочая лошадка», однако следует учитывать, что южнокорейские разработчики не могли учесть разнообразия российского климата и условий эксплуатации. Часть проблем была устранена при переносе производства в Россию, однако свои слабые места у Каунти есть. Наиболее значимыми негативными факторами, ускоряющими износ и поломку деталей, становятся:
- плохое состояние дорог;
- низкие отрицательные температуры в зимнее время года;
- низкое качество топлива и технических жидкостей;
- непрофессиональное техническое обслуживание.
Наиболее частые неисправности:
- Деформация вилки сцепления. Главная профилактика этой неприятной поломки — смазка каждые 5 тыс. км пробега.
- Повреждение троса переключения передач. Опытные водители даже предпочитают возить с собой один-два таких троса, чтобы в случае поломки устранить неисправность без простоя автобуса.
- Выход из строя рессор подвески. Срок службы «родных» корейских или китайских рессор составляет всего 35–40 тыс. км. Их следует заменять на более надежные либо смириться с частым ремонтом.
- Выход из строя стабилизаторов поперечной устойчивости. Их надо менять через каждые 1–2 твс. км – разбиваются концевые втулки. Многие решают эту проблему установкой «колхозных» сайлентблоков из куска резины.
- Вибрация и биение ходовой. Вообще ходовая часть – самое слабое место Каунти. Часть проблем решается заменой сайлентблоков, втулок и других деталей, но в целом владельцам Каунти следует быть готовым к частым регулировкам.
- Ухудшение тепло- и шумоизоляции в первые месяцы эксплуатации. Это связано с низким качеством уплотнителей, которые стоит заменить сразу после покупки.
- Низкое качество лакокрасочного покрытия кузова. «Родной» покраски хватает на полтора-два года, после чего появляются трещины, что ускоряет коррозию кузова. В идеале, проблемы с покраской и уплотнителями должны были быть решены российскими сборщиками, но этого не произошло.
- Низкий ресурс алюминиевых трубопроводов кондиционера и пневматической системы.
- Быстрое засорение радиатора системы охлаждения двигателя.
- Частый выход из строя радиатора отопителя. Все эти проблемы решаются своевременной заменой деталей или их тщательным и частым обслуживанием.
Из достоинств Каунти следует однозначно отметить двигатель. Моторы реже всего вызывают нарекания со стороны владельцев автобуса, особенно если почаще менять масло (каждые 15-20 тыс. км, а при эксплуатации в сложных условиях и чаще — каждые 5–7 тыс. км). Также одним из самых надежных узлов является трансмиссия. Коробка передач, коленчатый вал и ведущий мост отличаются высокой надежностью и работают без сбоев.
Отзывы владельцев
Прежде чем принять решение о покупке, стоит почитать отзывы владельцев — они часто содержат информацию, ускользнувшую от авторов обзоров. В целом, Хендай Каунти хвалят за простоту управления и ремонта, надежность, отличное поведение на дороге, при этом отмечая небольшие проблемы со сборкой (к сожалению, типичные для отечественных машин) и жесткость подвески.
Василий, Рязань. Приобрели 3 таких автобуса таганрогской сборки. За полтора года использования нареканий они не вызывали. Маневренные, компактные, удобные в управлении. Пассажирам тоже нравится, особенно мягкие кресла. Очень приличная звукоизоляция, особенно по сравнению с ПАЗиками. Еще автобус недорогие в обслуживании и нет проблем с покупкой запчастей. В целом – достойный выбор для маршрутного такси или междугородних перевозок.
Денис, Омск. Купил автобус сборки Таганрогского завода. Неплохой по динамике автобус, но чисто городской, только для ровных дорог. Из плюсов: — отличный обзор, рабочее место удобнее, чем на Газели, понятный руль. Из минусов – тормоза. С полным салоном под горку остановить очень трудно. Двигатель ни разу не подвел в холода, тянет хорошо, не шумит. Автобус идеален для неспешной езды по ровным дорогам.
Цены на новые и б/у
В настоящее время эти автобусы не выпускаются в России, поставки из Южной Кореи также почти полностью прекращены. Купить Хендай Каунти можно с рук через сервисы типа Авито и др.
В целом, цены на подержанные Каунти российской сборки держатся в пределах 600 тыс. руб. Легко найти и дешевле: например, автобус 2007 года на 18 мест с пробегом 300 тыс. км обойдется в 220 тыс. руб. Автобусы с готовым маршрутом («бери и работай») будут стоить уже дороже, 500–600 тыс. руб. Отдельное место на рынке занимают новые автобусы без пробега, прямо с южнокорейского конвейера. Их стоимость может достигать 4–4,5 млн руб, не включая затраты на растаможку.
Заключение
Hyundai County – хороший выбор для пригородных или междугородних перевозок. Это надежная и недорогая в обслуживании машина, достаточно комфортная для водителя и пассажиров. Возможность выбирать варианты вместимости и комплектации, надежный двигатель, адаптированный к российским условиям, спокойный интерьер – все, что нужно для пассажирского автобуса малого класса.
Читайте далее: