Полноприводный грузовик ГАЗ-66 производился на Горьковском автомобильном заводе на протяжении 35 лет. Этот универсальный автомобиль завоевал широкое признание в армии и народном хозяйстве благодаря отличным характеристикам проходимости и надежности. Его можно было использовать как на обычных дорогах, так и по бездорожью. Казалось бы, к сегодняшнему дню модель безнадежно устарела, однако там, где нужна мощная и проходимая машина за небольшие деньги, по-прежнему используется ГАЗ 66 — технические характеристики позволяют применять его для перевозки грузов, сопровождения туристов, поисково-спасательных работ и т. д.
История создания и описание модели
После войны самым широко используемым грузовиком в СССР был ГАЗ-63 — первая полноприводная машина в истории советского автопрома. К 1957 она была признана устаревшей, и началась работа по конструированию новой модели. Параллельно была выпущена легкая «полуторка» ГАЗ-62. При его разработке была использована инновационная по тем временам бескапотная компоновка. Военные оценили, насколько бескапотная конструкция позволяет уменьшить габариты и обеспечивает равномерное распределение нагрузки между осями. Недостаток компоновки заметили только в 1980-е, когда водители столкнулись с противотранспортными минами в Афганистане. Взрыв не только разрушал кабину, но и травмировал водителя, в то время как кабины капотных автомобилей типа ЗИЛ-131 оставались почти неповрежденными. «Шестьдесят шестой» был поспешно выведен из армейского употребления.
В остальном «шестьдесят шестой» оказался прекрасной и универсальной машиной. Характеристики двигателя ГАЗ 66 обеспечивали отличное соотношение мощности к весу, самоблокирующиеся дифференциалы и грамотная развесовка позволяли преодолевать сложные препятствия, а компоновка обеспечивала превосходную видимость.
На обычных дорогах машина имела всего два недостатка: высокий расход топлива и крайне неудобное расположение рычага переключения передач за спиной водителя. В остальном у этого автомобиля практически не существовало конкурентов.
Первые экспериментальные образцы были разработаны в 1958 году, еще с капотом. В начале 1960-х были собраны первые бескапотные экземпляры. В июле 1964 году производство «шестьдесят шестого» было поставлено на конвейер, и машина прочно заняла нишу универсального грузового автомобиля. Производство было прекращено лишь в 1999 году. За это время завод произвёл чуть меньше миллиона — 966 тысяч — автомобилей. Многие из них используются до сих пор или постепенно распродаются с армейской консервации.
Модификации ГАЗ 66
Большинство модификаций были разработаны для военно-транспортных задач. Например:
- Р-142 — командно-штабная машина для управления и радиосвязи;
- МЗ-66 — маслозаправщик;
- АС-66 — медицинский автомобиль для эвакуации и оказания первой помощи;
- АП-2 — «мобильная перевязочная», т. е. мобильный медицинский пункт;
- ДДА-2 — дезинфекционная установка, оснащалась душевой кабиной;
- БМ-21В — реактивная система.
Первое время машина широко применялась для транспортировки орудий и миномётов (пока их вес не потребовал более грузоподъемного тягача). Она была высоко востребована в сельском хозяйстве, строительстве, геодезии и геологоразведке для перевозки людей и грузов. В частности, на базе «шестьдесят шестого» были созданы самосвал и седельный тягач.
Стоит отметить современные модификации автомобиля. В наше время модель продолжает полноценно эксплуатироваться, однако некоторые узлы однозначно устарели, поэтому владельцы стараются заменить их. Например, очень популярны решения по замене двигателя на более мощные и экономичные дизельные версии, а также по замене КПП.
Автовладельцы часто стремятся повысить комфортность салона: оснащают его хорошей тепло- и шумоизоляцией, ставят более комфортные кресла. Кроме того, автомобиль стал удобной основой для устройства «мобильного дома». Используя фургон типа КУНГ, можно превратить кузов в комфортное место, где можно провести несколько суток на охоте или рыбалке. В ход идут и элементы внешнего тюнинга: на «шестьдесят шестые» устанавливают дополнительное освещение, арочные шины, повышающие проходимость, «кенгурятник» и багажники на крыше кузова. Популярны и оригинальные цветовые решения в покраске машины, а антикоррозийная обработка кузова и вовсе необходима в нашем климате.
Технические характеристики
Главным заказчиком советских полноприводных автомашин была армия, что определило ТТХ автомобиля. Изначально он проектировался как армейский грузовик, в задачи которого входило перевозить военнослужащих и способствовать моторизации отделений радиосвязи и снабжения.
Габаритные размеры:
- длина — 5655 мм;
- ширина — 2342 мм;
- высота — 2440 мм;
- дорожный просвет — 315 мм.
Снаряженная масса — 3470 кг. Грузоподъёмность — 2000 кг. Максимальная масса — 5940 кг.
Двигатель
Двигатель ГАЗ 66 стал одной из причин, по которой разработка модели заняла так много времени. Нужно было разработать по-настоящему мощный мотор для тяжелого автомобиля. В итоге «шестьдесят шестой» одним из первых автомобилей в СССР получил 8-цилиндровый мотор, развивавший мощность до 120 л. с. По тем временам этого было вполне достаточно для буксировки военных комплексов и езды по бездорожью, в том числе по склонам.
В начале 1990-х автомобили стали комплектовать дизельным двигателем с турбонаддувом и воздушным охлаждением. Его мощность составляла до 116 л. с. Однако производство скоро свернули, таких автомобилей было выпущено немного. Современные автовладельцы часто устанавливают дизельные моторы, но изначально ГАЗ-66 работал на бензине.
Двигатель ЗМЗ 513:
- количество цилиндров — 8;
- расположение цилиндров — V-образное;
- объём — 4,254 л;
- мощность — 120 л. с.
Трансмиссия и тормоза
К армейским автомобилям предъявляются повышенные требования в плане проходимости. Они должны свободно перевозить людей и грузы в трудных дорожных условиях и даже по бездорожью. Это достигается увеличением числа осей, приводных колес, регулировкой давления в шинах, а также установкой лебедок для вытаскивания застрявших автомобилей и самовытаскивания.
ГАЗ-66 — двухосный полноприводной автомобиль. Продуманное расположение центра тяжести и бескапотная компоновка обеспечило равномерное распределение нагрузки между осями. В результате автомобиль приземляется сразу на все колёса, а при спуске по склону риск завала кабины сводится к минимуму.
Поскольку бескапотная конструкция была новинкой для СССР, не удалось избежать казусов. Чтобы обеспечить доступ к двигателю, между водительским и пассажирским сиденьями был установлен несъёмный кожух, прикрывающий двигатель. Трансмиссию перенесли справа и назад от водительского кресла. Из-за этого изогнутый рычаг переключения передач тоже оказался сзади у водителя, что усложнило управление автомобилем и стало предметом критики.
КПП — механическая, четырёхступенчатая. Рулевое управление оснащалось гидроусилителем, также имелся усилитель привода тормозной системы. Колёсные тормоза — колодочного типа. На автомобиле установлена раздаточная коробка ГАЗ. Она состоит из ведущего вала, шестерня включения прямой и понижающей передач, привода заднего моста, шестерни переднего моста. Все детали заключены в металлический картер. Перед включением понижающей передачи необходимо включить передний мост. Раздаточная коробка имела две передачи: прямую и понижающую. При необходимости можно было отключать передний мост.
Ходовая часть и подвеска
В основе конструкции — сварная рама из высокопрочной стали. Бескапотная компоновка позволила не только уменьшить общие габариты автомобиля, но и расширить грузовую платформу. На автомобили устанавливали металлический кузов с деревянными бортами, задний борт откидывался. Внутри кузова располагались складные скамейки для перевозки людей. Можно было установить тент для дальних пассажирских и грузовых перевозок.
Передняя и задняя подвески устроены по общему принципу: зависимые, установлены на продольных полуэллиптических рессорах. Телескопические гидравлические амортизаторы обеспечили машине плавный ход даже при движении по бездорожью. Это было особенно актуально для отделений радиосвязи и санитарных машин. В то же время, прочность подвески оставляла желать лучшего: перегружать машину было нельзя.
Передний мост ГАЗ-66 включал в себя редуктор и шарниры. Устройство заднего моста организовано по схожему принципу, редукторы и дифференциалы устанавливались почти одинаковые. При необходимости передний мост можно было отключить.
Спустя несколько лет после начала серийного производства машину оснастили системой регулировки давления в шинах. Стравливание и подкачка воздуха осуществлялись из кабины с помощью особых кранов. Это позволило существенно повысить проходимость машины. В сочетании с полным приводом, большим дорожным просветом и достаточно мощным для своего времени мотором это обеспечило машине возможность проехать там, где не могли другие колёсные ТС. На несколько лет «шестьдесят шестой» стал самой проходимой машиной на колесном ходу в стране.
Кабина
На автомобили устанавливалась цельнометаллическая кабина, защищавшая водителя от атаки, от веток, ударов камней и прочих возможных повреждений. Она была рассчитана на дальние поездки и имела два сидячих места и крепления для подвесного брезентового гамака. Первые модели, разработанные для десантных войск, комплектовались оригинальной кабиной со складной матерчатой крышей, однако быстро уступила место более прочной и жесткой цельнометаллической.
Расход топлива
Даже для своего времени «шестьдесят шестой» расходовал много топлива — 20—25 л на 100 км. Это было, бесспорно, меньше, чем 40 л на 100 км у ЗИЛ-131, но все равно требовало больших расходов. Дизельный вариант двигателя был заметно экономичней и расходовал максимум 17 л на 100 км.
Автомобиль был оснащен двумя топливными баками по 105 л каждый. Таким образом, одной заправки хватало на 800 км. Заправляли автомобили низкооктановым бензином АИ-76 или АИ-80. Максимальная скорость составляла 110—120 км/ч, однако длительное движение на такой скорости сокращало ресурс двигателя, поэтому обычно устанавливали ограничитель до 90 км/ч.
Стоимость автомобиля
Поскольку новые экземпляры сейчас не выпускают, купить ГАЗ-66 можно только на вторичном рынке. Цена колеблется в зависимости от года выпуска, пробега и состояния. В среднем, приобрести машину в приличном состоянии можно за 300—400 тыс. руб. Если есть возможность ремонтировать или авто берется для тюнинга, можно найти дешевле — от 200 и даже от 150 тыс. руб. Отдельно идут автомобили, продаваемые на запчасти, и отдельные узлы и агрегаты к ним.
Многие военные части реализуют автомобили с консервации. Их стоимость зачастую не превышает 200 тыс. руб. Как и в случае с любой подержанной техникой, автомобили с консервации нужно тщательно осматривать на предмет коррозии кузова, потеков масла, признаков других неисправностей, а после покупки быть готовым заменить как минимум расходные материалы: фильтры, уплотнители, сальники и т. д.
Преимущества и недостатки модели
Основные преимущества:
- лучшая проходимость среди советских колесных автомобилей;
- унифицированное шасси, на котором удобно было монтировать различные виды спецтранса;
- мощность мотора;
- хороший обзор и небольшие габариты машины за счет бескапотной компоновки;
- устойчивость за счет сбалансированного центра тяжести;
- большая грузоподъемность.
Основные недостатки:
- большой расход топлива;
- неудобный рычаг переключения передач;
- уязвимость для противотранспортных мин.
Учитывая, сколько весит ГАЗ 66 и сколько поднимает груза, это была безотказная и мощная машина для перевозки и буксировки самого разного оборудования, техники, пассажиров. Большое количество разнообразных модификаций — лучшее доказательство ее функциональности.
Условия эксплуатации
Автомобиль был рассчитан на суровые условия эксплуатации. Расположение кабины над мотором обеспечивало комфортную температуру даже в суровые морозы. ГАЗ-66 хорошо показал себя при использовании во всех регионах страны от Крайнего Севера до южных пустынь. Для уверенного пуска двигателя в морозы требовалось предварительно прогреть систему охлаждения горячей водой, а также использовать строго сезонные масла.
Заключение
ГАЗ-66 идеально подходит для езды по плохим дорогам и полному бездорожью. К его достоинствам следует отнести простое обслуживание, ремонтопригодность «на коленке» и доступные цены на запчасти. Есть у него и недостатки, в числе которых, например, высокий расход топлива и неудобное переключение передач, однако сегодня они решаются недорогими доработками. Легендарный грузовик по-прежнему широко распространен и по достоинству оценен любителями рыбалки, охоты и экстремального отдыха.
Читайте далее: