Самосвалы БелАЗ-7555 разработаны для нужд горнодобывающей промышленности. Эти огромные и выносливые машины предназначены для перевозки сыпучих материалов, руды или камня. На базе данной модели в 2013 году был построен самый большой БелАЗ, одновременно ставший самый большим самосвалом на планете — 75710. Исполин в мире карьерных самосвалов занесен в Книгу рекордов Гиннесса и является предметом гордости разработчиков.
Описание и история создания модели
История создания самого большого самосвала в мире тесно связана с мировым экономическим кризисом. С ростом цен на топливо начала уменьшаться рентабельность добычи полезных ископаемых. Проблему решили оптимизацией грузоперевозок: было решено разработать самосвал такого объема и грузоподъемности, который заменил бы несколько более стандартных.
В процессе разработчикам пришлось решать самые разнообразные проблемы, первой из которых стал поиск достаточно прочных шин. Да — грузоподъемность крупнейшего грузовика планеты определили шины. Изготовить покрышки с подходящей несущей способностью смогла компания «Бриджстоун». Это самые большие колеса в мире: их размер 59/80R63. Чтобы лучше представить масштабы, стоит сказать, сколько весит колесо от БелАЗа — одна шина весит 5,5 т, всего же их восемь. Такие размеры оправданы, ведь вся машина весит больше, чем самолет Airbus A380 с полной загрузкой. А груз, который она поднимает, уместился бы в десять железнодорожных вагонов. Для сравнения, грузоподъемность БелАЗ 7555 составляет «всего» 55 тонн.
Вторым вопросом стала система управления грузовиком. В карьерных самосвалах используется две системы: с поворотными осями и шарнирным сочленением. Второй вариант не подходил, так как шарнир получился бы настолько крупным, что в случае поломки его не удалось бы отремонтировать. Поэтому машина была смонтирована на поворотных осях.
Над машиной работали ведущие разработчики из разных стран. Например, программное обеспечение предоставила компания Siemens. Для того, чтобы инженеры могли вовремя диагностировать проблемы и обновлять ПО, не выезжая из американского офиса, был обеспечен дистанционный доступ к системе. Среди причин успеха белорусских конструкторов — богатый опыт в проектировании карьерной техники внушительных размеров. Показательно, что в прошлом они уже били рекорды: в 2005 году был разработан гигантский БелАЗ 75600, успешно эксплуатировавшийся на одном из российских карьеров. Впоследствии было построено еще несколько таких самосвалов. Они переводят полезные ископаемые в карьерах по всему миру.
Интересно, что при запуске двигателя людям, находящимся рядом с техникой, необходимо использовать беруши, так как создаваемый шум превышает болевой порог человека. В дальнейшем их использовать необязательно.
Модельный ряд
Карьерная техника часто изготавливается в единственном экземпляре, и БелАЗ-75710 долгое время не был исключением. Сегодня существует всего три таких машины. Одна возит уголь в Кузбассе, вторая проходит испытания, третья строится.
Что касается базовых для этой модели самосвалов БЕЛАЗ-7555, то на сегодняшний день они выпускаются в четырех модификациях. Различаются они мощностью двигателя и грузоподъемностью.
- модификация — БЕЛАЗ-7555B/D или БЕЛАЗ-7555E/F;
- двигатель — KTTA 19-C или QSK 19-C;
- расположение цилиндров — рядное или V-образное;
- мощность мотора — 522 или 559 кВт;
- грузоподъемность — 55 или 60 т;
- максимальная скорость — 55 км/ч;
- расход топлива — 211 г/кВт*ч;
- вес БелАЗа — 44 т (до 104 т с дополнительным оборудованием).
Технические характеристики БелАЗ 75710
Сухие цифры плохо передают исполинские размеры машины. Чтобы лучше представить его, можно сказать, что по длине он соответствует двум автобусам, а двигатель в шесть раз мощнее, чем на современных гоночных болидах Формулы 1. На место эксплуатации такие машины доставляются в виде отдельных узлов и агрегатов, и окончательная сборка и пуско-наладочные работы осуществляется на месте.
Габариты:
- длина — 20600 мм;
- ширина — 9750;
- высота — 8170 мм.
Радиус поворота — 19,8 м. Объём кузова — 157,5 м. куб. Грузоподъемность БелАЗа — 450 т. Полная масса — 810 т.
Двигатель
Двигатель представляет собой дизель-электрическую установку. Запуск происходит в несколько этапов:
- Водитель запускает два 16-цилиндровых дизельных мотора.
- Дизели заставляют работать генератор.
- Генератор производит электроэнергию.
- Запускаются четыре электрических мотора.
Разработчикам также пришлось решать проблему частых остановок и необходимости двигаться под нагрузкой в гору. Это потребовало особого крутящего момента — в 18,626 Нм. Общая мощность моторов — 3430 кВт или 4600 л. с. примерный расход топлива составляет 1300 литров на 100 километров, однако с целью экономии горючего автомобиль без нагрузки может ехать только на одном двигателе. Впрочем, отсутствие нагрузки относительное — машина постоянно везет на борту до 5600 л топлива, 538 л масла и 1800 л гидравлической жидкости.
Немаловажная деталь: в случае отказа одного из электромотора гигант сможет добраться до места ремонта. В противном случае любая поломка могла бы стать фатальной, ведь буксировочной техники таких размеров не существует либо она занята на других карьерах и не может быть доставлена.
Кабина
Кабина выполнена с соблюдением последних норм безопасности и комфорта. Она оборудована сиденьем с регулировками положения, климат-контролем и аудиосистемой. Кроме того, машина оснащена система кругового видеообзора и специальными датчиками, сигнализирующими о приближении людей. Это сделано для безопасности окружающих. Кроме того, платформа самосвала оснащена электронными весами, отображающим вес груза на индикатор, расположенный на боку грузовика.
Ходовая часть и рулевое управление
Непревзойденная грузоподъемность потребовала нестандартных дизайнерских решений. Во-первых, у гиганта восемь колесных пар, а не шесть, как обычно. Он укомплектован бескамерными пневматическими шинами, каждая из которых выдерживает более ста тонн.
Во-вторых, грузовик сделан полноприводным. Это существенно улучшило тяговые характеристики, распределившиеся по обеим осям.
В-третьих, при маневрировании корпус остается неподвижным, а поворачиваются расположенные под рамой мосты.
Обе оси сделаны управляемыми, что обеспечило маневренность, превосходную для машины таких габаритов. Радиус разворота составил 19,8 метра, что сравнительно немного. Это позволяет гиганту успешно передвигаться по дорогам, рассчитанным на габариты чуть более компактной техники. Максимальная скорость составила 64 км/ч при движении по ровной поверхности и до 40 км/ч при движении вверх по склону 10%. Максимальный уклон, который он может преодолеть — 18%.
Тормозная система
Каждое колесо оборудовано двухдисковым гидравлическим тормозом. Также на машине установлен стояночный тормоз дискового типа. Это позволяет машине останавливаться быстро и точно, в том числе на уклонах. Также установлена электродинамическая тормозная система. Это значит, что торможение осуществляют тяговые электромоторы. Излишки тепла отводится через вентиляционные отверстия тормозных резисторов.
Гидравлическая система
Общий объем гидравлической жидкости в системе составляет 1800 л. Это огромный вес масла, который мог бы быть больше, если бы разработчики не внедрили объединенную гидросистему. Это значит, что для тормозов, опрокидывания и поворота используется одна и та же жидкость, и, следовательно, имеется общий бак. Например, когда поднимают самосвальную платформу, рулевое управление отключается. И наоборот. Это позволило сократить объем масла до приемлемого.
В рулевой гидравлике использовано четыре гидроцилиндра, по два на каждый мост. Их взаимодействие организовано так, что сначала полностью поворачивается передний мост, и только после этого приходит в движение задний мост. Это обеспечивает превосходное маневрирование и идеальный радиус разворота. Насоса, который мог бы приводить такую обширную гидросистему в действие, не нашлось. Поэтому работает насосная станция, созданная компанией Bosch.
Сфера применения БелАЗа
Подобные машины изготавливаются строго под заказ для определенной компании. Использовать их где-либо, кроме горнодобывающей промышленности, невозможно, слишком специфичны их технические характеристики. По этим же причинам при выработке карьера оборудование редко перевозится на новое место. Чаще его разбирают и перерабатывают или частично используют для постройки новых машин.
Стоимость техники
Купить БелАЗ новый можно примерно за 6 миллионов долларов. Именно столько стоит самый большой в мире самосвал, над которым работали ведущие специалисты со всего мира, а испытания заняли более года. Впрочем, купить в любом случае затруднительно: в настоящее время только два БелАЗ-75710 находятся в производстве, и места, где они будут работать, уже определены.
Зато приобрести другие модели данной линии вполне реально. Например, подержанный карьерный 45-тонник БелАЗ 7547 предлагается по цене в пределах 3 млн руб. Новые, конечно, дороже — порядка 100 млн в зависимости от комплектации. Это надежный и вместительный самосвал, который широко используется на карьерах разных размеров, и он существенно проще «гигантов» в эксплуатации и ремонте.
Заключение
Самосвал БелАЗ карьерный — самый большой грузовик в мире. При его разработке были реализованы нестандартные решения. Компания БелАЗ не в первый раз делает гигантские машины для нужд горной промышленности. Быть может, с развитием технологий появятся еще более впечатляющие автомобили, которые дополнительно повысят рентабельность отрасли, несмотря на огромные затраты на свою разработку.
Читайте далее: