Беларус-152 — малогабаритный трактор, предназначенный для выполнения различных сельскохозяйственных работ. Также успешно используется в коммунальном хозяйстве и промышленности. Как и любая сельхозтехника, работает в агрегате с разными навесными, прицепными машинами и орудиями, выполняя разные работы. Среди немногих недостатков МТЗ 152 — цена, сильно завышенная по сравнению с китайскими аналогами, однако многие владельцы считают, что это справедливая плата за белорусское качество.
Описание и устройство трактора
МТЗ-152 — относительно новая модель, представляющая собой дальнейшее развитие идей, воплощенных в более ранней модели МТЗ-132. В отличие от своего предшественника, он получил полный привод и ряд других усовершенствований:
- обновленный дизайн;
- качающийся задний мост;
- возможность отключать задний мост;
- управляемые передние колеса;
- комфортабельное подрессоренное сиденье;
- увеличенный дорожный просвет;
- механическая блокировка задних колес.
Как и любой трактор, МТЗ-152 справляется с самыми разными работами, среди которых:
- вспашка, боронование, культивация почв разных типов;
- обработка междурядьев картофеля, свеклы, других корнеплодов;
- покос и уборка сена;
- перевозка грузов;
- разные стационарные работы с приводом от вала отбора мощности.
Он успешно применяется не только на приусадебных хозяйствах и фермах, но так же в коммунальном хозяйстве, на пришкольных участках, в парках и пр. Благодаря складной раме и небольшим размерам, мини-трактор легко маневрирует в стесненных условиях: между деревьями, грядками и даже в крупных теплицах. Осенью и зимой МТЗ-132 активно используются для уборки листьев и снега с дорог. Для этого предлагаются такие виды дополнительного оборудования, как снежный ротор, поворотный отвал и универсальная щетка.
Среди бесспорных плюсов модели — широкий выбор дополнительных опций и оборудования. В частности, дополнительно к базовой комплектации можно установить:
- более мощный и экономичный дизельный двигатель (15—22 л. с.);
- более крупные колеса, чтобы увеличить дорожный просвет с 28 до 35 см;
- гидроусилитель руля, дополнительно облегчающий управление;
- кабину, надежно защищающую от капризов погоды, с возможностью отопления;
- панель приборов, отражающую информацию об уровне топлива, температуре масла и пр.;
- улучшенное осветительное оборудование;
- зеркала заднего вида;
- трехсекционный распределитель гидравлики;
- передний вал отбора мощности (гидравлический), что резко расширяет выбор навесного оборудования.
Технические характеристики
Все модели МТЗ-152 оснащаются японским бензиновым двигателем Хонда GX390 в базовой комплектации. По желанию покупателя можно купить Беларусь 152 с дизельным мотором (устанавливается опционально). Трактор развивает скорость до 18,46 км/ч при движении вперед и до 13,47 км/ч назад. Тяговое усилие составляет 2,0 кН. Масса минитрактора — 650 кг. Большой дорожный просвет — 280 мм — позволяет успешно работать на пересеченной местности.
Прочие характеристики:
- колея — 730 / 950 мм;
- база — 1125 мм.
Габариты:
- Длина — 2300 мм.
- Ширина — 980 мм.
- Высота — 1350 мм.
- Радиус поворота — 2,5 м.
Двигатель
Honda GX 390 — один из самых популярных двигателей для машин малой механизации. Отличные показатели мощности, большой ресурс, экономичность, высокая надёжность — все это о двигателе GX 390. Также его часто устанавливают на электростанции, водяные насосы, генераторы и прочее промоборудование. Используется он и в дорожно-строительной технике.
Основные характеристики:
- тип — 4-тактный;
- объём — 389 см. куб.;
- мощность — 9.6 кВт (13 л.с.);
- запуск — ручной / электрический;
- вес — 31 кг;
- габариты — 405 x 450 x 443 мм.
Топливо — бензин АИ92 и выше. Расход топлива — 230 г/л.с.ч (313 г/кВт.ч).
Расход бензина стабильно небольшой. Опыт показывает, что при выполнении любых операций за час работы уходит не больше 4 л бензина АИ92. Следовательно, одного полного бака хватает на 5—6 ч тяжелой работы, почти на целую смену. Следует также отметить, что мотор соответствует жёстким экологическим требованиям.
Ходовая система
В основе конструкции — стальная сварная рама, на которую крепятся все механизмы и узлы. Почти все минитракторы МТЗ имеют полурамный тип конструкции. Еще на модели 132Н был отработан принцип монтажа узлов на шарнирно-сочлененную раму. Такая конструкция состоит из двух полурам, соединенных шарнирами. Это обеспечивает превосходные показатели маневренность и расширяет сферу использования техники.
Мотор установлен в передней части рамы и жестко соединен с блоком из коробки передач и раздаточной коробкой. КПП — механическая, объединена в одном корпусе с задним мостом. За передачу крутящего момента к навесному оборудованию «отвечает» вал отбора мощности (ВОМ). Сцепление решено в виде ведомого диска с фрикционными накладками, расположенного между ведущими дисками.
При разработке как МТЗ-152, так и других современных моделей конструкторы избегали усложнения конструкции, оставляя в числе главных приоритетов простоту, надежность и ремонтопригодность.
Гидросистема
Бортовая гидравлическая система МТЗ-152 достаточно мощная, чтобы успешно манипулировать навесным оборудованием. Она организована по раздельно-агрегатному принципу. Насос — шестерёнчатый («НШ6-3-Л»), его производительность достигает 8 л/мин. Также в состав системы входят двухсекционный распределитель и один гидроцилиндр. Рабочее давление в системе – 20 МПа.
Навесное оборудование
МТЗ-152 используется с широчайшим спектром навесного оборудования для сельскохозяйственных, строительных, коммунальных работ. Все владельцы данной модели отмечают, что покупка навески — выгодное вложение денег. Всё допоборудование отличается прочностью и устойчивостью к изнашиванию.
Обслуживание МТЗ 152
Для безупречной работы узлов и механизмов необходимо своевременное техобслуживание. Все процедуры и их периодичность описаны в руководстве по эксплуатации, там же приведены рекомендуемые марки расходных материалов.
К основным работам относятся:
- проверка уровня масла (в идеале перед каждой рабочей сменой);
- своевременная замена ГСМ, в том числе в соответствии с сезонами;
- осмотр узлов на предмет подтекания масла;
- контроль за попаданием мелких частей (камней, веток) в рабочие части трактора.
Стоимость трактора
Стоимость трактора 152 начинается от 370 тыс. руб. Это значительно дороже китайских аналогов, равно как и российских, в действительности собираемых из китайских комплектующих. По этой причине модель получила небольшое распространение среди российских фермеров. Однако многие уверены, что «Беларус» стоит своих денег — он надежен, прост по конструкции и при активном использовании быстро окупит себя.
Заключение
Мини трактор МТЗ 152 подходит для обработки почвы, выращивания картофеля и свеклы транспортировки товаров и многих других работ. Это отличный и компактный помощник, который может работать внутри зданий и даже в теплицах. Единственное исключение — непроветриваемые помещения, там нельзя использовать технику с бензиновыми и дизельными двигателями во избежание отравления выхлопными газами.
Читайте далее: