Знаменитое название «шестьдесят шестой» (которое со временем трансформировалось в народное название «Шишига») до сих пор вызывает ностальгию у опытных водителей грузовиков. Эту неприхотливую машину до сих пор высоко ценят: доски частных объявлений пестрят предложениями купить ГАЗ 66 с рук или консервации, и эти предложения находят свою аудиторию. «Шишига» прекрасно справляется с бездорожьем. Сравнительно небольшая масса (3470 кг — немного для грузовых автомобилей этого класса) и шины с автоматической регулировкой давления обеспечивают впечатляющую проходимость по глубокому снегу и болоту. Грамотная развесовка и полный привод позволяют преодолевать крутые подъемы и спуски, а также эффективно форсировать сильные горные потоки.
О модели ГАЗ 66
Полноприводный грузовик ГАЗ-66 производился на Горьковском автомобильном заводе на протяжении 35 лет. Столь долгий срок производства был достигнут благодаря конструктивным особенностям и техническим характеристикам машины, которые сделали ее практически безальтернативным «бездорожником». В то же время «шестьдесят шестой» был эффективен и как универсальный автомобиль — его можно было свободно использовать на дорогах общего пользования для перевозки различных грузов (в том числе мелкой военной и дорожной техники) и людей.
Разработка модели, которая впоследствии стала грузовиком ГАЗ-66, началась в 1957 году. Она была призвана заменить первый советский полноприводной грузовик ГАЗ-63, который к тому времени успел устареть — он был разработан еще до войны. В 1964 году производство«шестьдесят шестого» было поставлено на конвейер и за все время завод произвел без малого сотню тысяч автомобилей — вплоть до окончания их выпуска в 1999 году.
Конструкция «шестьдесят шестого» оказалась настолько удачной, что автомобиль быстро стал легендой. Его закупал даже американский спецназ. Один из таких экземпляров даже засветился в фильме «Крепкий орешек»: спецназ США прибывает именно на «Шишиге».
Особенности конструкции
В советское время основным заказчиком полноприводных грузовиков было Министерство обороны. Поэтому эксплуатационные характеристики«шестьдесят шестого» были ориентированы в первую очередь на военных. Его разрабатывали как армейский грузовик, который предназначался для перевозки военнослужащих и максимальной «моторизации» различных радиотехнических и вспомогательных подразделений, а также как базу для различной вспомогательной техники.
В частности, ориентацией на армию был обусловлен выбор бескапотной компоновки — это уменьшало габаритные размеры и гарантировала равномерную загрузку передней и задней осей. Первые экспериментальные образцы 1958 года были оснащены капотом, однако к началу 1960-х кабина потеряла этот элемент.
В результате усилий конструкторов и сборщиков ГАЗ-66 стал выносливой и универсальной машиной.
Основные преимущества:
- восьмицилиндровый двигатель с превосходным соотношением мощности и веса;
- самоблокирующиеся дифференциалы;
- отличное распределение веса, что позволяло преодолевать самые сложные препятствия;
- компоновка без капота, обеспечившая превосходную видимость.
Существенных недостатков отмечали только три:
- высокий расход топлива;
- неудачный рычаг переключения передач;
- расположение сидений экипажа непосредственно над передними колесами.
Последний пункт никому не доставлял неудобств, пока не началась война в Афганистане. Бескапотная компоновка оказалась фатальной на афганских заминированных территориях: взрыв под передними колесами неизбежно привел к травмам (часто смертельным) водителя и пассажира. Поэтому«шестьдесят шестой» был поспешно выведен из употребления. Сотни машин оказались на консервации и постепенно распродавались.
Базовые технические характеристики
Габаритные размеры:
- длина (с лебедкой) — 5,806 м;
- ширина — 2,322 м;
- высота (по тенту) — 2,520 м;
- высота (по кабине) — 2490 мм.
Прочие характеристики:
- Грузоподъемность — 2000 кг.
- Масса — 3470 кг.
- Разрешенная максимальная масса — 5940 кг.
- Дорожный просвет — от 315 мм до 870 мм.
- Радиус поворота — 9,5 м.
- Глубина преодолеваемого брода — 0,8 м.
- Топливный бак — 2 шт по 105 литров (всего 210 л).
В основе конструкции — каркас из высокопрочной стали. С 1968 года все машины оснащались системой регулировки давления в шинах. В сочетании с полным приводом, высоким дорожным просветом и мощным для своего времени двигателем вся конструкция была успешно сбалансирована, так что грузовик мог свободно перемещаться там, где не могли другие транспортные средства.
Двигатель
На «Шишигу» устанавливали штатный двигатель ЗМЗ-66 Заволжского моторного завода.
- тип: карбюраторный, восьмицилиндровый четырехтактный;
- расположение цилиндров — V-образное;
- вид топлива — бензин;
- охлаждение — жидкостное;
- рабочий объем – 4,254 л;
- мощность – 120 лошадиных сил;
- масса двигателя — 262 кг;
- расход топлива — 20—25 л / 100 км.
Двигатель работал на низкооктановом бензине А-76. Был также снабжен предпусковым подогревателем ПЖБ-12 для надежных запусков в морозы. Для того времени двигатель был надежным и мощным.
Мосты
Машина оснащалась двумя ведущими мостами, сконструированными по гипоидному типу. Основные узлы и детали заднего моста:
- картер;
- сборный редуктор;
- две полуоси.
Редуктор располагался в картере, где для него было сделано специальное утолщение. Редуктор обеспечивал оптимальное число оборотов, передаваемое от карданной передачи на полуоси, и увеличивал крутящий момент на колесах. Редуктор ГАЗ-66 состоит из корпуса, ведущей и ведомой шестерней главной передачи, сборного дифференциала и подшипников. Передний мост Газ-66 включает в себя такой же редуктор, что и сзади.
Трансмиссия
Коробка переключения передач на ГАЗ-66 механическая, 4-х ступенчатая. Раздаточная коробка имеет две передачи с возможностью отключить передний мост. Сцепление сделано по однодисковому типу, также установлен гидропривод. Передняя и задняя подвеска – на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, ГАЗ-66 отличался плавностью хода. Из-за одинарных рессор на заднем мосту и самоблокирующихся дифференциалов в главных передачах эту автомашину нельзя перегружать.
Рулевое и тормозное управление
Тип рулевого управления – глобоидальный червяк с трехгребневым роликом, имеется гидроусилитель с целью облегчения управления автомобилем. Применена тормозная система с гидровакуумным усилителем тормозов. Рабочая тормозная система – раздельная. Рабочий механизм тормозной системы – барабанный, имеет гидропривод и гидровакуумный усилитель. Такая конструкция обеспечивает хорошее торможение на любом дорожном покрытии. Стояночный тормоз действует на все колеса грузовика.
Кузов и кабина
Кузов ГАЗ-66 представляет собой металлическую платформу и приспособлен для перевозки грузов и людей. Для пассажиров вдоль стен предусмотрена складные скамейки. Посадка и погрузка происходят через заднюю дверь. На кузов монтируются пять арок для натягивания тента. Цельнометаллическая кабина имеет два одинаковых сидения — для водителя и переднего пассажира, которые разделены верхней крышкой двигателя. В салоне есть подвесное спальное место для дальних поездок — представляет собой брезентовый гамак, зафиксированный на четырех крючьях. Отделка кабины — «армейский минимализм»: только металл, окрашенный в цвет хаки. Однако комфорт все же лучше, чем у предшественника ГАЗ-63: кабина оснащена эффективной вентиляцией и обогревом, а также устройствами для продувки и омывания лобового стекла.
Между сиденьем водителя и сиденьем переднего пассажира установлена неподвижная крышка, закрывающая двигатель. По этой причине изогнутый рычаг переключения передач находится справа от спины водителя. Это вызывает значительные неудобства при переключении и является одним из немногих серьезных недостатков машины. Еще один недостаток: трудности с тем, чтобы установить в кабине комфортную температуру. Тепло, исходящее от двигателя, эффективно нагревало кабину в мороз, но делало салон невыносимо жарким в летнее время.
Модификации ГАЗ 66
Автомобиль имеет следующие модификации:
- ГАЗ-66-12 — модернизированный вариант, выпускался с 1985 по 1996. Оснащался лебедкой.
- ГАЗ-66-14 выпускался с 1985 по 1996 и имел экранированное электрооборудование, чтобы не создавать помехи для размещенной на борту радиотехники.
- ГАЗ-66-15 выпускался с 1985 по 1996 и оснащался одновременно экранированным электрооборудованием и лебедкой.
- ГАЗ-66-16 выпускался с 1991 по 1993, комплектовался 125-сильным двигателем, усиленными шинами, доработанными тормозами и имел увеличенную до 2,3 тонн грузоподъемность.
- ГАЗ-66-40 выпускался с 1995 по 1998 и представлял собой грузовик с бортовой платформой, оснащенный турбодизелем мощностью 116 л. с. и с грузоподъемностью 2,3 т.
Также были выпущены:
- ГАЗ-66Б — модернизированная вариация авиатранспортабельного автобуса для десантирования с воздуха.
- ГАЗ-66-31 — шасси для производства самосвала ГАЗ-САЗ-35-11.
- Особо грузоподъемные (до 3,5 тонн) автомобили со сдвоенными задними колесами.
- Специальные «арктические» варианты.
Все модификации ГАЗ 66 трудно рассмотреть в одной статье, так много их было выпущено. Впервые ГАЗ-66 был обновлен в 1968 году и после этого долго не подвергался модернизации. Грузовики второго поколения стояли на конвейере 17 лет. Они получили центральную систему подкачки колес, затемнения фар и, прежде всего, увеличения дорожного просвета до 315 мм. ГАЗ 66 нового образца можно было отправлять на экспорт — для этого конструкторы улучшили интерьер, оптимизировали расположение приборов в кабине, использовали новые карбюраторы, транзисторную систему зажигания и даже бескамерные шины. Расход топлива снизился до 26 литров на 100 км.
Основными покупателями автомобиля были, конечно же, арабские и африканские страны, с которыми СССР на тот момент тесно сотрудничал. Перед конструкторами встала задача адаптировать салон к жаркому климату. К сожалению, решить эту задачу не удалось: бескапотная компановка подразумевала, что большая часть тепла от двигателя попадает в кабину. Отчасти решить проблему помогла улучшенная вентиляция.
Обзор техники на базе ГАЗ 66
На базе «Шишиги» было собрано множество специализированных модификаций, в числе которых наиболее распространенными были:
- командно-штабная машина-вездеход Р-142;
- маслозаправщик МЗ-66 (а также иные заправочные спецмашины для авиатехники);
- медицинский автомобиль для транспортировки больных и раненых АС-66;
- передвижной санитарно-медицинский пункт («мобильная перевязочная») АП-2;
- дезинфекционная установка с душевой кабиной ДДА-2.
Кроме того, на шасси ГАЗ-66 была смонтирована в несколько укороченном варианте реактивная система залпового БМ-21В. Машина успешно применялась для транспортировки буксируемых артиллерийских систем (орудий и минометов), пока масса последний моделей не возросла настолько, что потребовала более мощных тягачей.
Заключение
Полноприводный грузовик ГАЗ-66 стал легендой в годы его массового производства. Спустя более полувека с момента своего создания, этот уникальный автомобиль продолжает широко использоваться — как для работы, так и для развлечений. Успех ГАЗ-66 в течение столь длительного времени был обеспечен его превосходными внедорожными свойствами при относительно компактных размерах и простом устройстве. А невысокая цена и простота ремонта делают его вполне конкурентоспособным и на современном автомобильном рынке.
Читайте далее: