ЗИЛ 5301 — малотоннажный грузовой автомобиль, который собирали на заводе имени Лихачёва с 1995 по 2014 годы. Сыграл важную роль истории завода — перспективный проект, призванный реанимировать ЗИЛ так же, как малотоннажная «ГАЗель» подняла Горьковский автозавод, оказался последним. Почему ЗИЛ Бычок, технические характеристики которого выглядят многообещающе, не принес ожидаемого успеха? Ответы — в этой статье. Примечательно, что история модели началась с ошибки в названии. Индекс «5301» соответствует тяжёлому классу грузоподъёмности (5 тонн). У малотоннажного «Бычка» индекс должен был начинаться с тройки. Однако при оформлении документов произошла ошибка, которую не сразу заметили. Так неправильное обозначение и прижилось. Впрочем, в народе модель известна под прозвищем «Бычок», данным не то за грубоватые обводы корпуса, не то в противовес «ГАЗели».
История создания и описание модели
Начало 1990-х годов было связано с кризисом отечественного автопрома. Старые грузовики ЗИЛ безнадежно устарели, более того, сильно упал спрос на крупнотоннажные. Если раньше предприятие «выезжало» за счет армейских заказов и экспорта в ближнее зарубежье, то в 90-е эти рынки если не рухнули, то сильно сократили обороты. Вместе с тем, рос спрос на компактные машины для перевозок малых партий грузов.
Пытаясь успеть за изменяющимися потребностями рынка, на ЗИЛе ещё в 1992 году разработали компактный трёхтонный грузовик. Однако по ряду причин для модели не нашлось подходящего двигателя, и серийное производство было запущено лишь через 4 года. Чтобы не затягивать выпуск, модель комплектовали доработанным тракторным дизелем. Изначально задуманный как временное решение, мотор так и остался в базовой комплектации. Тем не менее, ЗИЛ 5301 Бычок был выпущен в серийное производство в 1995 году. За это время нишу городских грузовиков заполнили ГАЗели и Валдаи, однако «Бычка» стали активно продвигать в рамках государственных и муниципальных заказов.
Поначалу он пользовался неплохим спросом. Однако за последующие годы пользователи оценили преимущества ГАЗовских грузовиков, а также малотоннажных «китайцев». «Бычок» же не повышал качество. Свободные продажи неуклонно снижались.
В 2014 году модель окончательно признали неконкурентоспособной, и конвейер ЗИЛа был остановлен.
Модификации Бычка
Первоначально планировалось сосредоточиться на выпуске шасси, на котором можно будет собирать различные конфигурации под заказ. Действительно, полный перечень модификаций «Бычка» исчисляется десятками. Были выпущены бортовой грузовик, цельнометаллический фургон, варианты с двойной кабиной и даже автобус, выпущенный ограниченной серией.
Среди основных вариантов надо выделить:
- 5301АО – базовая версия модели;
- 5301ДО – удлинённый вариант базовой модели;
- 5301БО – шасси для спецоборудования, надстроек, инкассаторских и пожарных кузовов;
- 5301ЕО – удлинённый вариант для специальных кузовов и оборудования;
- 5301ГО и 5301ПО – изотермические фургоны;
- 5301ИО – удлинённый изотермический фургон;
- 5301ЮО – с удлинённой кабиной, где расположено два спальных места.
Наибольшее распространение получили фургоны для перевозки товаров и различных грузов. Для их отделки используются разные материалы: оцинкованная сталь, ламинированная фанера, сэндвич-панели, пенопласт или пенополиуретан (в рефрижераторах). Были выпущены специализированные фургоны для перевозки хлеба, охлажденных и замороженных продуктов, промтоваров. Также неплохим спросом пользовались бортовые варианты и шасси под автоэвакуаторы и краны-манипуляторы.
Следует отметить амбициозный план по экспорту модернизированных «Бычков» в страны Восточной Европы. Предполагалось доработать базовую модель, в частности, обновить наружный и внутренний дизайн, оснастить мотором Cummins, заменить КПП и тормоза. Также планировалось увеличить грузоподъемность модели до 4,5 тонн. Однако проект так и не был претворен в жизнь.
Технические характеристики
К сожалению, «Бычок» так и не получил ни инновационных решений, ни даже оригинального дизайна. Знаменитая ЗИЛовская надежность и простота конструкции также под вопросом. Поэтому машины не смогли конкурировать в своей сфере.
Габаритные размеры:
- длина — 6,195 м / 7,165 м – удлинённая версия;
- ширина — 2,319 м;
- высота — 2,365 м.
Колёсная база — 3,650 м. Колея передняя — 1,832 м. Колея задняя — 1,690 м. Клиренс — 180 мм. Радиус разворота — 7,8 метров. Грузоподъемность автомобиля зависит от установленной на шасси надстройки. Базовая модель поднимает груз до 3,5 тонн.
Двигатель
Двигатель на ЗИЛ Бычок стал причиной задержки серийного выпуска на целых 4 года. Конструкторы так и не смогли найти подходящий вариант и временно остановились на слегка модернизированном тракторный турбодизель ММЗ-Д-245. Четырехцилиндровый мотор объемом 4,75 литра развивал мощность до 109 л. с. Вес двигателя составляет 430 кг. После ряда доработок удалось поднять мощность до 136 л.с., а выхлоп довести до соответствия экологическим нормам «Евро-3». С 1999 года был начал выпуск улучшенной версии, оснащенной более экологичным мотором Д-245.12С. Также были попытки комплектовать «Бычка» импортными моторами: САТ-3054 (135 л.с.), Renault MIDR (136 л. с.); болгарским Вамо (120 л.с.). Однако в серийном производстве они так не прижились.
Двигатель — Д-240:
- количество цилиндров — 4;
- расположение цилиндров — L-образное;
- объем — 4,75 л;
- мощность — 109;
- тип топлива — дизель.
Трансмиссия и тормоза
Все машины оснащались пятиступенчатой механической коробкой передач, взятой с грузовика ЗИЛ-4331. Трансмиссия — механическая, трёхходовая. На каждой из пяти передач установлены синхронизаторы. Ведущий мост одноступенчатый.
Система сцепления сконструирована по сухому типу. Привод – гидравлический с пневмо-усилителем.
Тормозная система оснащена гидравлическим двухконтурным приводом и пневмоусилителем. На передних колесах установлены дисковые тормоза, на задних – барабанные. Машина оборудована основной и стояночной системами; стояночный тормоз блокирует только задние колеса.
Ходовая часть и подвеска
Передняя подвеска смонтирована на двух полуэллиптических рессорах с амортизаторами. Задняя – на двух основных и двух дополнительных полу-эллиптических рессорах. В целом, этот узел не вызывает нареканий у водителей. И трансмиссия, и ходовая сконструированы и собраны на совесть.
Кабина
Кабина — просторная, с отличным обзором. Инженеры не поскупились на свободное пространство. Однако в плане комфорта «Бычок» сильно проигрывает конкурентам. Пассажирские сиденья жесткие, нерегулируемые. Водительское сиденье подрессорено и регулируется, однако механизмы регулировки довольно жесткие и неудобные. Зато система отопления работает великолепно. Даже в сильные морозы в кабине комфортно, несмотря на простор, причем тепло и на задних сиденьях тоже.
Отсутствие колёсной арки и удобные поручни облегчают подъем в кабину. Спускаться менее удобно — подножка слишком узкая. По неизвестным причинам разработчики не стали устанавливать более удобную подножку от большого ЗИЛа, и это вызвало нарекания пользователей. Также критикуют плохое качество салонной обивки и высокий уровень шума и вибрации.
Последние проблемы связаны с тем, что двигатель на «Бычке» в своей основе тракторный. И если шумоизоляцию можно доработать своими руками, просто оклеив внутреннюю поверхность капота и моторный щит внутри кабины шумоизоляционным ковром, то бороться с вибрацией сложнее. Эта проблема связана с расположением двигателя на раме и не устраняется тюнингом.
Расход топлива
Средний расход дизтоплива составляет 16 литров на 100 км (при скорости 60 км/ч). Учитывая, сколько весит ЗИЛ Бычок с полной загрузкой, это неплохой показатель. Точные данные зависят от типа мотора: более мощные модели расходуют до 21 литра на 100 км. При этом объём топливного бака составляет 125 литров, что позволяет работать без дозаправки от 6 до 8 часов.
Стоимость автомобиля
Поскольку производство модели прекращено более 5 лет назад, цена нового ЗИЛ Бычок не актуальна. Даже экземпляры без пробега продаются как подержанные. В целом, «Бычки» стоят недорого: от 150 до 400 тыс. рублей за грузовой фургон — это неплохо. Разброс цен связан с техническим состоянием машин. «Бычки» с кранами-манипуляторами и прочим спецоборудованием, разумеется, стоят дороже: от 500 до 700 тыс. руб. в зависимости от состояния и пробега.
Заключение
В целом, «Бычок» – хорошая машина при условии постоянного ухода. Автомобиль получил положительные отзывы в плане мощности мотора, грузоподъёмности, расхода топлива, а так же надежности таких узлов, как сцепление и коробка передач. А привлекательная цена на машины — дополнительный аргумент в пользу «Бычка». Если у водителя есть возможность и желание самому обслуживать машину, то купить ЗИЛ 5301 будет хорошей идеей. Автомобиль прослужит долго и окупит вложенные затраты. Но если нужна неприхотливая «рабочая лошадка», лучше выбрать тот же «Валдай» или зарубежные аналоги.
Читайте далее: