Одной из наиболее распространенных погрузочно-разгрузочных машин является вилочный погрузчик. Рассмотрим основные разновидности вилочных погрузчиков, их характеристики и область применения.
Назначение погрузчика
Вилочный погрузчик – это колесная погрузочно-разгрузочная машина, предназначенная для подъема, перемещения и складирования различных грузов. Используется в основном в складском хозяйстве и на производствах. Современные варианты исполнения вилочных погрузчиков значительно расширили область их использования.
Во-первых, разработка технологии быстрой смены грузозахватных органов увеличивает технологические возможности этих машин. Установка вил другой конфигурации (длины или толщины) в современных погрузчиках выполняется за несколько минут. Также вилочный погрузчик может быть трансформирован в передвижной манипулятор для перевозки нестандартных грузов (благодаря установке специализированных траверс и захватов) или грузоподъемную машину (при закреплении на каретке погрузчика крюка).
Во-вторых, массовое внедрение в конце XX века электрических модификаций вилочных погрузчиков позволило использовать эти машины в закрытых помещениях и на пищевых производствах. То есть там, где раньше бензиновые или дизельные автопогрузчики не могли быть задействованы из-за выделяемых в процессе работы выхлопных газов.
Описание и принцип работы
В общем случае вилочный погрузчик, получающий энергию от ДВС или аккумуляторной батареи, состоит из нескольких основных частей:
- рама и шасси на пневматических или цельнорезиновых колесах;
- силовая установка и трансмиссия (в случае с электропогрузчиком – батарея и электродвигатели);
- гидравлическая система, включающая один или несколько насосов и их исполнительные механизмы (гидромоторы и гидроцилиндры);
- грузоподъемная мачта с кареткой;
- рулевая и тормозная системы;
- вспомогательные системы.
Как правило, вилочные авто- и электропогрузчики используются для перевозки на вилах штучных грузов, обычно закрепленных на паллетах (поддонах) или уложенных в специальную тару. Вилы крепятся на каретке. Каретка перемещается вертикально по мачте. Мачта обычно имеет возможность наклона. Для удобства работы у подавляющего большинства этих машин управляемым делается задний мост. Это позволяет водителю легче манипулировать вилами и проще попадать в предназначенные полости тары при захвате груза.
Разновидности техники
Рассмотрим несколько основных признаков, по которым классифицируются вилочные погрузчики.
- Тип силовой установки. Различают автопогрузчики (с бензиновым или дизельным ДВС) и электропогрузчики (с аккумуляторной батареей и электрическими приводами шасси и исполнительных механизмов).
- Количество точек опоры. Различают трехопорные погрузчики (два передних колеса и одно заднее, управляемое) и четырехопорные (по два колеса на каждую ось). Трехопорными как правило делаются электропогрузчики.
- Тип кабины. Различают открытую и закрытую кабины. Открытый тип имеет только крышу надо головой водителя, которая по нормативам является обязательным конструктивным элементом для защиты от возможного падения груза. Закрытый тип полностью защищает оператора от воздействия внешних факторов окружающей среды.
- Количество секций мачты. От этого параметра зависит высота подъема груза. Простые погрузчики имеют одну секцию мачты, по которой движется каретка. Высота подъема груза ограничена высотой секции мачты. Более сложные мачты выполняются двух- и трехсекционными. Каждая последующая секция как бы вложена в предыдущую. Вся конструкция работает по принципу телескопического механизма: внутренние секции при подъеме груза выдвигаются из внешних.
- Наличие механизма «свободного хода (подъема)». Этот параметр рассматривается в основном при описании двухсекционных мачт. При свободном подъеме вторая, вложенная секция мачты, начинает выдвигаться только после подхода каретки к ее верхней границе. В обратном случае подъем каретки происходит одновременно с выдвижением внутренней секции. Мачта со свободным подъемом позволяет полноценно работать в вертикально ограниченном пространстве при сохранении большой высоты подъема груза на открытом пространстве. Например, ставить поддоны с грузами в два яруса в крытых вагонах, при этом имея возможность снимать их с высоты более 3-х метров на складе этой же машиной.
Комбинация этих признаков разбивает все разнообразие вилочных погрузчиков на несколько разновидностей.
Дизельные и бензиновые модели
Несмотря на растущую популярность и все большую ценовую доступность электрических погрузчиков, автопогрузчики пока занимают лидирующие позиции на рынке. Причины: цена и повышенная по сравнению с электрическими модификациями мобильность.
Автопогрузчик использует энергию ДВС для перемещения шасси и работы остального оборудования. Двигатель соединяется с механической или автоматической коробкой передач. Помимо трансмиссии, мощность мотора отбирается для приведения в действие одного или нескольких гидронасосов. Гидронасосы питают энергией рулевое управление, а также гидроцилиндры мачты и каретки.
Некоторые модификации автопогрузчиков используют энергию давления масла и для перемещения. ДВС приводит в действие только гидравлические насосы. А в ведущем мосту (или в самих колесах) установлены гидромоторы, которые и приводят погрузчик в движение. Погрузчики с ДВС, помимо бензина и дизельного топлива, иногда комплектуются газовым оборудованием. Причем есть как чисто газовые версии, так и комбинированные типа газ/бензин.
Электрические модели
Электропогрузчики используют для своей работы электроэнергию. Аккумуляторная батарея, которая в большинстве модификаций одновременно выступает и противовесом, устанавливается ближе к задней части погрузчика. На электропогрузчики устанавливаются три типа аккумуляторных батарей:
- щелочные;
- кислотные;
- литий-ионные.
Свинцово-кислотные батареи на современных погрузчиках используются наиболее широко. Реже встречаются гелиевые версии кислотных батарей. Литий-ионные АКБ только набирают популярность, и из-за высокой цены все еще не нашли массового применения. Щелочные батареи постепенно выходят из оборота.
В электропогрузчике энергия электрического тока приводит в действие электромоторы на перемещение машины, а также элетродвигатели, вращающие роторы гидронасосов. Гидронасосы, в свою очередь, питают энергией давления масла рулевое управление и гидроцилиндры, участвующие в работе с грузом.
Существенным недостатком электропогрузчика выступает длительное время зарядки. Полное восполнение заряда АКБ потребует около 6-10 часов подключения к стационарному зарядному устройству.
Технические характеристики
Рассмотрим основные характеристики вилочных погрузчиков.
- Грузоподъемность. Основная характеристика, которая определят максимальную массу транспортируемого груза.
- Высота подъема груза. Вторая по важности характеристика. Зависит от конструкции мачты.
- Скорость подъема груза. Определят максимальную скорость подъема каретки с грузом.
- Скорость передвижения машины. Максимальная конструктивная скорость движения по горизонтальной плоскости.
- Максимально преодолеваемый уклон. Уклон относительно горизонтали, на который способен заехать загруженный погрузчик.
- Габариты. Этот параметр важен при работе на складах с узкими проездами и в других ограниченных пространствах. Учитывается ширина, длина и высота погрузчика в различных положениях (с грузом и без).
- Радиус разворота. Минимальный радиус, который позволит погрузчику развернуться.
Также при выборе погрузчика дополнительно учитываются: мощность двигателя, производительность и давление гидравлики, емкость АКБ для электропогрузчика, удельный расход топлива и т.д.
Дополнительное оборудование
Отметим несколько типов наиболее часто используемого дополнительного оборудования, которой устанавливается на вилочные погрузчики.
- Система активной стабильности или SAS (System of Active Stability). Устанавливается как дополнительная защита от опрокидывания. В случае превышения допустимых параметров скорости и радиуса поворота, блокирует рулевое управление и не позволяет разгоняться быстрее, чем до скорости, когда центробежная сила вырастет до критических значений и станет способной опрокинуть машину.
- Датчик присутствия оператора. Также система безопасности. Устанавливается в сиденье водителя. Отключает возможность подъема вил и перемещения машины, если оператор покинул кабину.
- Фонарь безопасности. Подсвечивает хорошо заметным, ярким пучком света траекторию движения в нескольких метрах перед погрузчиком. Предупреждает окружающих о движении погрузчика из-за угла или при выезде из здания.
- Дополнительный отопитель салона. Устанавливается в вилочные погрузчики с закрытой кабиной, работающие в северных регионах.
- Нестандартное грузозахватное оборудование. Обычно приспособления для работы с нестандартными грузами заказывается у завода-изготовителя или поставщика вилочных погрузчиков. Причем спектр различных траверс, клещей, захватов и прочих видов оборудования включает в себя десятки позиций и с каждым годом только расширяется.
Популярные модели погрузчиков
Сегодня на рынке России выделяющимися лидерами среди вилочных погрузчиков являются две фирмы: Toyota и Hanghca (НС). Хорошая сеть сервисных служб и наличие официальных представительств в крупных городах часто играет ключевую роль при выборе именно этих марок. В линейке моделей вилочных погрузчиков Toyota и Hanghca есть как электрические, так и версии с ДВС. Причем в плане основных рабочих характеристик выбор у этих производителей очень велик: есть как компактные однотонные машины с электрическим приводом, так и крупногабаритные автопогрузчики с грузоподъемностью больше 10 тонн.
Менее распространены, но также пользуются просом немецкие погрузчики Linde и Stihl. Встречаются такие модели как Hyundai, Mitsubishi, Komatsu, Nissanи и др.
Также все еще катаются по производствам и складам вилочные погрузчики ныне закрывшегося болгарского завода Balkancar.
Вилочные погрузчики сегодня – это неотъемлемая часть современной экономики. Удобство и функциональность использования этих машин сложно переоценить. И, судя по динамике, эта отрасль будет развиваться и дальше.
Читайте далее: