Колесный экскаватор ЕК 14 производится российской компанией ЗАО «Тверской экскаватор» (ЗАО «ТВЭКС»). Компания входит в российско-американское предприятие РМ-Терекс и производит гидравлические колесные и гусеничные экскаваторы. Выпуск ряда собственных разработок был закрыт, однако конструкция моделей серии ЕК оказалась настолько удачной, что производство этой серии сохранили. Сегодня эту надежную машину можно увидеть на строительных площадках, в коммунальном хозяйстве и др.
Описание техники
Экскаватор ЕК 14 — надёжная «рабочая лошадка», спроектированная для работы под большими нагрузками. Машина имеет отличные характеристики эксплуатационного ресурса и мощности. Это позволяет использовать ее не только на строительных площадках, но и в карьерах для разработки каменистых или мерзлых пород. Конструкторы приняли все необходимые меры, чтобы сделать машину достаточно мощной и безопасной. Единственное ограничение: размер вырабатываемых кусков не должен превышать 200 мм.
В основе конструкции — усиленное самоходное шасси, обеспечивающее корпусу жесткость и повышенный запас прочности. Подъемная стрела оснащена двойными гидроцилиндрами. Каждое колесо оснащено рабочими тормозами. Для поворотной платформы экскаватора обеспечен уменьшенный радиус поворота. Это позволило достигнуть удобство управления машиной и возможность ее работы в ограниченном пространстве. По желанию заказчика, можно увеличить производительность и надежность машины, установив «Bosch-Rexroth». Это импортная гидросистема, которая позволяет добиться особой плавности работы оборудования и точности управления.
За годы, прошедшие с момента запуска серийного экскаватора, машина неоднократно модернизировалась. В настоящее время это самая «молодая» и одновременно самая мощная модель в серии. Комплектуется одним из двух доступных вариантов ковша (от 0,5 до 0,8 куб. м).
Условия эксплуатации
Экскаватор рассчитан на эксплуатацию в различных климатических зонах. Конструкторы приняли меры для обеспечения комфорта оператору и надежной работы всех узлов и агрегатов. Трактор успешно работает при температуре от -40 до +40 градусов.
Технические характеристики
Серии ЕК включает в себя две модели: ЕК-12 и ЕК-14. В свою очередь, «четырнадцатая» имеет две модификации: EK-14-20 и EK-14-90. Они различаются габаритными размерами и мощностью двигателя. Рассмотрим технические характеристики экскаватора ЕК 14 20 как более мощного.
Данная модель оснащается дизельным двигателем Д-245 (105 л. с.), обладает увеличенным ресурсом и запасом по мощности. Обеспечивает высокую производительность за счет ковша емкостью 0,8 куб. м. Усиленная металлоконструкция ходовой рамы и рабочего оборудования улучшают эксплуатационные качества, обеспечивают высокую надежность и долговечность, повышают грузоподъемность. На ковше установлены быстросъемные коронки.
Габариты:
- длина — 8200 мм;
- ширина — 2500 мм;
- высота — 3140 мм.
Вес — 13,4 т. Емкость ковша — 0,8 / 0,4 / 0,5 / 0,65 куб. м.
Двигатель
Модель оснащается четырехцилиндровым дизельным двигателем российского производства (ММЗ). Цилиндры расположены в ряд. Охлаждение — водяное. Имеется функция непосредственного впрыска. Машины поставляются в комплекте с предпусковым подогревателем:
- Двигатель Д-245.2S2.
- Мощность — 105 л. с. (90 кВт).
- Количество цилиндров — 4.
- Расположение — в ряд.
- Рабочий объем — 4,75 л.
- Минимальный расход топлива — 245 г/кВт-ч.
- Топливный бак — 255 л.
- Скорость передвижения — 23 км/ч.
- Масса — 460 кг.
- Экологический класс — Stage 2.
Ходовая часть
Пневматический колесный привод экскаватора EK-14 состоит из ходовой рамы с вращающимся кольцом, откидных опор и откидного ножа. Трансмиссия, передняя и задняя оси соединены карданными валами. Колесная формула этого экскаватора полноприводная — 4х4. Крутящий момент постоянно подается на задний мост. Передний мост крепится к шасси с помощью балансира.
Рулевое управление
Механизм управления поворотом колес включает в себя систему рычагов, продольных и поперечных тяг, обеспечивающих поворот экскаватора при движении своим ходом и при его буксировке тягачом. Поворот передних колес осуществляется с помощью гидравлического рулевого управления. При буксировке поворот колес производится тягачом через буксировочное дышло, связывающее экскаватор и тягач.
Гидросистема
Гидравлическая система экскаватора предназначена для передвижения, поворота платформы, рабочего оборудования, и др. Гидравлические линии не подключены к системе торможения. Управление ими производится при помощи пневматики. Гидравлика «EK-14», как отечественного, так и импортного производства, обеспечивает стабильную плавность хода и эффективность работ.
Кабина оператора
В основе конструкции кабины — жесткая стальная рама, которая защищает водителя от падающих предметов (например, камней в карьере) и обеспечивает дополнительную безопасность. Отопление и кондиционер не входят в базовую комплектацию и устанавливаются по желанию заказчика. После установки подогревателя двигателя и оснащения кабины системой отопления и кондиционирования воздуха можно использовать экскаватор ЕК 14 ТВЭКС в температурных условиях от +40 до -40 °C.
Рулевая колонка может быть отрегулирована по высоте и углу наклона. Кресло водителя-оператора —также регулируемое, на амортизаторах. Слева от подставки для ног находится герметичный ящик для инструментов и личных вещей оператора. Осветительные приборы соответствуют стандартам безопасности. Для фар установлены стальные блоки.
Таким образом, современная кабина водителя с панорамным остеклением, эргономичным управлением, узкой рулевой колонкой и удобным сиденьем обеспечивает комфорт и простоту управления в любых условиях эксплуатации.
Обслуживание экскаватора
В целом, обслуживание данной модели ничем не отличается от аналогов: проверка уровня масла перед каждой сменой, периодическая заправка и замена рабочих жидкостей, фильтров и других расходных материалов. Все необходимые процедуры и их периодичность описаны в руководстве по эксплуатации.
Актуальные текущие данные о температуре в гидросистеме, уровня топлива и пр. отображаются на приборной панели. Есть экстренные уведомления. Упрощение диагностики облегчается конструкцией — она сделана максимально простой.
Навесное оборудование для ЕК 14
Предлагаемые производителем навесные приспособления включают:
- рукояти с ковшами различной емкости (0,65, 0,5 и 0.4 куб. м);
- гидромолот;
- рыхлитель;
- грейфер.
Ковши сварены из высокопрочной стали Hardox. Важная деталь: все гидравлические цилиндры и гидравлические кабели вашего привода закрыты от воздействия окружающей среды, и это помогает продлить срок службы ковша.
Стоимость техники
В настоящее время в продаже представлены две модификации: EK-14-20 и EK-14-90. Новые экземпляры предлагаются по цене от 5 млн. Если обратить внимание на подержанную технику, купить экскаватор ЕК 14 можно по цене от 700—800 тыс. руб. (2007—2008 года выпуска).
Заключение
Самоходный экскаватор ЕК 14 и его модификации — многофункциональная и надежная машина, хорошо известная российским подрядчикам. Она широко используется для землеройных работ, в том числе на промерзших грунтах и каменистых породах. Однако наибольшее распространение она получила на погрузках и разгрузках сыпучих грузов, разборки зданий, построек, металлоконструкций и т. д. Продуманная конструкция делает его привлекательным вариантом для среднего и крупного бизнеса, а благодаря долгому сроку службы подержанные модели доступны даже начинающим предпринимателям.
Читайте далее: