Тяжелые тракторы на гусеничном ходу представляют собой отдельный вид специальной техники, предназначенной для работы на самых неустойчивых, заболоченных или рыхлых почвах. Многие крупные производители, расположенные на территории бывшего СССР, смогли сохранить свой технический и конструкторский потенциал во время распада страны, и сегодня данная рыночная ниша по-прежнему плотно занята продукцией Минского тракторного завода. Сельскохозяйственный трактор МТЗ гусеничный предназначен для работы в сельском хозяйстве с навесными, полунавесными, прицепными машинами, в том числе для работ общего назначения на переувлажненных почвах.
Описание трактора
МТЗ-2103 был призван заменить устаревший ДТ-74, активно использовавшийся в советское время. В его разработке были использованы как инновационные, так и проверенные временем технологии и материалы. Результатом работы стала универсальная машина с традиционно широким спектром агрегатируемых устройств, включая не только сельскохозяйственную технику, но также и оборудование для лесозаготовок и мелиорации.
Тракторы МТЗ на гусеничном ходу имеют отличные тяговые характеристики, экономичны в эксплуатации, надежны и высокопроизводительны. Они с большим успехом используются в разных сферах:
- для агротехнических работ на неустойчивых почвах;
- в мелиорации;
- в дорожном строительстве;
- при обслуживании и ремонте дорог;
- в лесном хозяйстве;
- на стройплощадках.
Высокая функциональность достигается за счет вала отбора мощности, расположенного в задней части. Это позволяет использовать мощные машинные двигатели в качестве привода для различных устройств. Ещё одна интересная особенность — дистанционная гидравлическая система, которая контролирует степень натяжения гусениц. В старых моделях гусеницы приходилось регулировать вручную, но МТЗ-2103 исключает использование ручного труда из этого процесса.
Технические характеристики
В МТЗ-2103 применена традиционная для большинства минских машин компоновка — двигатель расположен перед кабиной оператора. Это улучшает доступ к мотору при его ремонте и техническом обслуживании. Прочие характеристики также направлены на то, чтобы сделать работу максимально комфортной, безопасной и эффективной.
Габариты:
- длина — 6200 мм;
- ширина — 2100 мм;
- высота — 2950 мм;
- ширина колеи — 1600 мм;
- наименьший радиус поворота — 3,1 мм;
- дорожный просвет — 360 мм.
Двигатель
МТЗ 2103 комплектуется дизельными моторами Д-260 объемом 7,12 л и мощностью 212 лошадиных сил. Шестицилиндровые, четырехтактные, дизельные двигатели оснащены системой турбонаддува и понижением температуры надувного воздуха. Качество выхлопа соответствует международным экологическим стандартам. Расход горючего составляет около 227 г/кВт ч.
Ходовая часть
МТЗ-2103 оснащается механической коробкой передач. Для движения вперед используется 16 передач, назад — 8 передач. В конструкции коробки предусмотрена сухая двухдисковая муфта, которая позволяет переключаться между диапазонами скоростей под нагрузкой. Удобное реверсивное устройство позволяет изменять направление движения без разворота машины в выбранном диапазоне скоростей. Для этого достаточно переместить подвижный рычаг в одной плоскости. Переключение трансмиссии под нагрузкой и специальный гидравлический объемный поворотный механизм обеспечивают лёгкость вращения рулевого колеса и плавные повороты на любой скорости.
Шасси выполнено с использованием резиновых втулок, расположенных между шарниром и направляющей, которые защищают элементы шасси от пыли и песка, а также исключают механический контакт деталей во время движения. Использование такой схемы позволило увеличить продолжительность работы более чем в два раза.
Тормозная система обеих моделей включает в себя дисковые, работающие в массе с основным маслом и стояночные тормоза. Доступна комплектация стальной гусеницей с резинометаллическими петлями и утеплителем.
Кабина
Компоновка силовой установки и кабины оператора выбрана таким образом, чтобы не препятствовать доступу к двигателю при ремонте и техобслуживании. В целом кабина достаточно комфортна. За чистоту воздуха отвечает система фильтрации, эффективно задерживающая пыль и неприятные запахи. Вентиляция и отопления салона обеспечивают комфорт при работе при любой погоде. Использование современных шумо-, вибро- и теплоизоляционных материалов при отделке рабочего места водителя защищают от вредных воздействий окружающей среды. Лёгкий ход рулевого колеса, панорамное остекление, удобно расположенные приборные панели, эффективные стеклоочистители создают комфортные условия для высокопроизводительной работы оператора.
Гидравлическая система
Гидравлическая система МТЗ 2130 — раздельно-агрегатная, со встроенной системой фильтрации рабочей жидкости в полнопоточном режиме. Гидравлическая система имеет четыре пары независимых выводов у МТЗ-2103 для подключения рабочего оборудования. Переключающаяся под нагрузкой трансмиссия и специальный гидрообъемный механизм поворота позволяют управлять тракторами с использованием руля, осуществляя плавные повороты на любых скоростях.
Основные характеристики гидросистемы:
- тип насоса — шестерный;
- максимальное давление — 20 МПа;
- производительность насоса — 45 л/мин;
- общая емкость гидросистемы — 80 л.
Обслуживание техники
Техническое обслуживание МТЗ 2103 делится на четыре вида:
- при подготовке трактора к обкатке, чтобы подготовить новые механизмы к запуску;
- ТО в процессе обкатки ЕТО — осуществляется в первые 8-10 часов, чтобы убедиться в правильном функционировании и подгонки деталей и узлов;
- ТО по окончании обкатки после 50 ч работы;
- плановое техническое обслуживание.
Плановое техническое обслуживание, в свою очередь, проводится с разной периодичностью:
- ежесменное — каждые 8-10 часов работы;
- техническое обслуживание ТО-1 через каждые 125 часов работы;
- техническое обслуживание ТО-2 через каждые 500 часов работы;
- техническое обслуживание ТО-3 через каждые 1000 часов работы.
Также выполняется специальное обслуживание через каждые 2000 часов работы и сезонное — два раза в год, при переходе к осенне-зимней эксплуатации и весенне-летней. Оно подразумевает замену рабочих жидкостей и проверку основных узлов и агрегатов.
Навесное оборудование
Гусеничный трактор Беларус агрегатируется с разнообразным оборудованием. Задняя гидронавесная система устроена по раздельно-агрегатному принципу. Общая грузоподъемность составляет 8000 кгс, количество гидровыводов — 8, что позволяет выполнять самые разнообразные манипуляции.
Стоимость нового и б/у
Стоимость нового МТЗ 2130 составляет около 8 млн руб. Подержанные экземпляры можно достать дешевле, цена зависит от года выпуска, комплектации и технического состояния.
Аналогичные модели тракторов
В качестве альтернативы нередко используется гусеничный трактор МТЗ-1502. МТЗ «Беларусь» 1502 — это гусеничный трактор, технические характеристики которого полностью соответствуют современным требованиям к спецтехнике. Он широко и с успехом используется строительными, сельскохозяйственными, промышленными и другими предприятиями. Модель по достоинству оценили во всех климатических зонах. Благодаря высокой проходимости, он используется для работ на равнине и пересеченной местности. Агрегация с различными типами навесного оборудования и прицепов позволяет выполнять с ним широкий спектр работ.
Заключение
Гусеничный трактор редко можно увидеть на частных участках, зато на больших стройках и разработках он быстро окупает себя и значительно ускоряет и повышает эффективность работы. Гусеничная техника белорусского производства зарекомендовала себя как надежная, неприхотливая в эксплуатации и сравнительно недорогая. Модель 2130 можно рекомендовать всем, кто ищет безотказного технического помощника.
Читайте далее: