Внедорожник ГАЗ-71 представляет собой армейский автомобиль, специально разработанный для перевозки людей и всевозможных грузов. Правильнее называть его снегоболотоходом, так как он успешно преодолевает заснеженные просторы и болотистые местности. Сегодня на армейской консервации находится довольно много работоспособных ГАЗ 71, купить которые свободно может любое гражданское лицо.
История создания вездехода
История создания ГАЗ-71 тесно связана с великими строительными проектами 1960-х. Страна активно восстанавливалась после войны, и освоение природных ресурсов Крайнего Севера и малонаселенных районов Сибири было в то время особенно актуальным. Исследователи столкнулись с полным отсутствием дорог и крайне суровым климатом. На «вооружении» у них был ГАЗ-47, однако к тому времени он уже считался устаревшим.
Несмотря на то, вездеход был разработан для научных целей, заказчиком проекта были военные. По этой причине вездеход был стандартизирован с ключевыми агрегатами ГАЗ-66. Он активно применялся армейцами, пока не уступил место более современным моделям. Сегодня сотни экземпляров разной степени работоспособности стоят по воинским частям на консервации и постепенно распродаются в частные руки. Кроме того, существует ряд фирм, чьей основной деятельностью является продажа вездеходов ГАЗ 71 с различными усовершенствованиями: более мощными двигателями, улучшенной подвеской и пр.
Устройство и назначение
Как уже упоминалось, вездеход был стандартизирован с двигателем и шасси ГАЗ-66 — знаменитым армейским грузовиком. Из наиболее интересных решений стоит отметить функцию самовытягивания, незаменимую при езде при бездорожью. Еще одна интересная деталь — быстросъемные гидродинамические кожухи, которые защищают корпус от влаги при плавании.
В результате внедорожник может с успехом передвигаться по сугробам и даже преодолевать водные преграды шириной до 1,5 км. На нем можно переплыть небольшое озеро, сплавиться по спокойной реке. При этом использование на быстром течении чревато затоплением машины: для форсирования бурных рек она не предназначена.
Внедорожник хорошо себя зарекомендовал в плане геологоразведочных работ, снабжения удаленных баз и активного отдыха. Он без труда перевозит до 10 человек, грузы весом до 1 тонны и буксирует прицепы до 2 т. Перечень операций, в которых он может использоваться, огромен. Некоторые из них:
- доставка туристических и научных экспедиций в удаленные районы;
- снабжение удаленных баз;
- устройство мобильных баз и лабораторий;
- нефте- и геологоразведка;
- поисково-спасательные работы.
Описание и технические характеристики
Технические характеристики вездехода ГАЗ 71 разрабатывались с таким расчетом, чтобы машина выдерживала любые капризы разнообразной российской природы. Вездеход можно использовать в диапазоне температур от -50 до +40 °С. Он отлично переносит высокую влажность и запыленность воздуха, равно как и прочие воздействия окружающей среды.
Габаритные размеры:
- длина — 5,39 м;
- ширина — 2,585 м;
- высота — 1,74 м;
- дорожный просвет — 0,38 м.
Двигатель
На машины устанавливали карбюраторный восьмицилиндровый двигатель ЗМЗ-41, который по тем временам считался очень мощным. Он представлял собой форсированный вариант мотора, которым комплектовали ГАЗ-66.
Основные характеристики:
- тип — карбюраторный;
- количество цилиндров — 8;
- расположение цилиндров — V- образное, под 90 градусов;
- объём — 4,25 л;
- мощность — 115 л. с.;
- топливо — бензин АИ-76;
- минимальный расход топлива — 333 г/кВт*ч (245 г/л.с.*ч);
- масса — 271 кг.
Трансмиссия
Основные характеристики:
- КПП — механическая, пятискоростная;
- скоростей — 5 (4 передние, 1 задняя).
- сцепление — сухое, однодисковое;
- раздатка — с двойной передачей.
При разработке механизм фрикционного поворота было применено решение, типичное для советских легких вездеходов — главная передача ГАЗ 71. Ее отличали надежность, прочность и точность управления.
Особенности эксплуатации вездеходов предполагают длительное движение на низких оборотах. Понижающая передача, поворотный редуктор ГАЗ 7 и другие элементы обеспечивают отличные показатели проходимости и высокую надежность в самых тяжелых условиях передвижения.
Ходовая часть
В ходовой использованы решения, характерные для советской гусеничной техники. В основе конструкции — двенадцать катков. Они функционируют совместно с двухвенечными колёсами. Каждая гусеница состоит из 83 элементов и имеет резиновое покрытие. Для зимней эксплуатации предусмотрены специальные очистители, удаляющие наледь и снег.
Управление
Управление снегоболотоходом осуществляется с использованием рычагов. Руля на машине не установлено. Рычаги находятся перед водительским сиденьем. Для поворота направо нужно потянуть на себя правый рычага, для поворота влево — соответственно, левый. Торможение обеспечивается кнопками, расположенными в верхней части рычагов. Для остановки на подъёмах и спусках предусмотрен так называемый горный тормоз. Он включается перемещением обоих рычагов на себя до отказа и нажатием обеих кнопок. Также на приборной панели находятся кнопки управления стеклоочистителями и пр.
Тормозная система
Как в любой гусеничной машине, на «семьдесят первом» установлена ленточная тормозная система. Кроме того, задние катки оснащены гидравлическими амортизаторами. Система обеспечивает эффективное торможение даже при движении под нагрузкой и при буксировке прицепа под уклон.
Модификации вездехода
На протяжении долгой истории ГАЗ-71 его не уставали модернизировать и улучшать. В результате характеристики надежности и автономности заметно выросли. О каждой модификации можно написать отдельную статью, поэтому рассмотрим их коротко.
3403:
- увеличенная грузоподъёмность до 1250 кг;
- усиленные торсионы;
- двойные лобовые стёкла;
- увеличенные до 93 л топливные баки;
- повышенная износостойкость тормозных лент.
34032:
- версия для поисково-спасательных работ;
- грузовая платформа сзади;
- возможность брать груз на плаву.
34033:
- версия для пограничной службы;
- два генератора;
- две аккумуляторные группы.
34036/34037:
- повышенная плавучесть;
- дизельный двигатель;
- дополнительный задний каток.
Кроме того, существуют модификации с разными типами кузова: северный со спальными местами и жесткий. Также на некоторых моделях устанавливали автономный отопитель кузова, что позволяло использовать машину для кратковременного проживания. Также выпускались варианты санитарной машины с лебёдкой для вытаскивания раненых, артиллерийский тягач, химическая разведка и пр.
Заключение
Сегодня гусеничный вездеход ГАЗ 71 — не только неплохое и достаточно бюджетное решение для экстремальных видов отдыха, но и перспективный объект для тюнинга. Очевидно, что частично агрегат устарел, однако в его основе лежат проверенные временем решения. Очевидно, по этой причине он по-прежнему используется для исследования новых районов, поиска и спасания, а также обслуживания удаленных баз и станций. При своевременном обслуживании и доработке некоторых узлов можно получить современную, долговечную и чрезвычайно надежную машину.
Читайте далее: