Компания Вольво широко известна автомобилями и спецтехникой, отличающимися высокими эксплуатационными качествами и безопасностью. Производством спецтехники занимается особое подразделение Volvo Construction Equipment или Volvo СE, оно выпускает дорожно-строительные машины, запчасти и комплектующие к ним. В числе машин, завоевавших широкое признание – экскаватор Вольво 240, технические характеристики которого обеспечили ему место на строительных площадках по всему миру. Volvo EC240BLC – гусеничный экскаватор тяжелого класса. Предназначен для рытья ям, котлованов, траншей глубиной до 14,35 м. Кроме строительных и дорожных работ, используется в горнодобывающей отрасли, при разработке карьеров и пр. Выпускался с 2002 по 2007 год, однако до сих пор востребован.
Особенности эксплуатации
Достоинства Volvo EC240:
- Телеметрия. Это системы контроля, созданные по особой технологии. Они позволяют измерять параметры бурения в процессе работы. Раньше замер таких параметров как положение отклонителя и характеристики ствола скважины требовал прекращения работы. Использование телеметрии существенно снижает время работы, расход топлива и повышает прибыльность использования экскаватора. Входит в базовую комплектацию Вольво 240.
- Экономичность. Широко известно, что двигатели Вольво отличаются небольшим расходом топлива и экологичным выхлопом. Двигатели для спецтехники также имеют высокую экономичность, производительность и большой крутящий момент при низкой частоте вращения коленчатого вала.
- Улучшенная гидравлическая система. Объединение потоков от двух гидронасосов сокращает рабочий цикл и повышает продуктивность. Приоритет стрелового механизма ускоряет подъем грузов при разработках на большой глубине, а приоритет поворотной платформы сокращает цикл. Также предусмотрен режим работы PowerMax, увеличивающий скорость движения рабочих органов, и удерживание рукояти и стрелового оборудования, исключающее дрейф.
- Простота обслуживания. Удобный доступ к моторному отсеку, сервисные люки основных функциональных узлов делают обслуживание экскаватора проще. Основные точки обслуживания доступны с уровня земли, точки смазки централизованы.
- Безопасность. Помимо различных датчиков и предохранителей, разработчики не забыли и о простых вещах: в стандартную комплектацию входят надежные стальные площадки и противоскользящие накладки, что позволяет безопасно работать в любых погодных условиях.
- Комфорт. Традиционный приоритет компании Вольво наряду с безопасностью. На каждую машину устанавливается комфортабельная кабина Сare Cab с защитой от опрокидывания (каркасом безопасности ROPS), качественной шумо- и теплоизоляцией и климатической системой.
- Высокая степень реутилизации. Это значит, что большинство деталей может быть переработано, что повышает уровень защиты окружающей среды.
Устройство
Принципиально устройство Volvo EC240 не отличается от других гусеничных экскаваторов. В основе конструкции — тележка и ходовая рама с гусеницами. Упрочненная рама ходовой тележки и надежное соединение траков, не нуждающееся в смазке, обеспечивают бесперебойную работу. Также запасом прочности обладают надстройка, стреловой механизм и рукоять. Двойные сварные соединения обеспечивают конструкции особую устойчивость к вибрациям и внешним воздействиям.
Технические характеристики Volvo EC240BLC рассчитаны на тяжелые условия эксплуатации на мерзлых грунтах, в карьерах, на больших строительных площадках.
Технические характеристики
Параметры:
- вес – 24,3 т;
- вместительность рабочего органа – 1300 л;
- ширина стандартного ковша – 3,19 м;
- радиус рытья – 9,69 м;
- усилие рытья – 121,6 кН;
- глубина рытья – 6,98 м.
Двигатель – Volvo D7DEBE2:
- мощность – 119 кВт/ 159 л.с.;
- охлаждение – жидкостное;
- топливо – дизельное;
- цилиндров – 6;
- объем – 5,7 л;
- объем топливного бака – 360 л
Расход топлива – 12 л/ ч (в среднем).
Габариты:
- длина – 10,02 м;
- ширина – 3,19 м;
- высота – 2,99 м;
- ширина гусеничной ленты – 0,6 м;
- вес – 24,3 т
Двигатель
Компания Вольво устанавливает на технику двигатели собственного производства. Экскаватор ЕС240 получил шестицилиндровый дизельный мотор D7DEBE2. Двигатель оснащен турбированным наддувом и вспомогательным охладителем подаваемого воздуха, что предотвращает перегрев даже при работе в жару и при больших нагрузках. Также мотор имеет систему непосредственной подачи топлива. Объем двигателя составляет 5,7 л, мощность — 119 кВт (159 л. с). Максимальный крутящий момент двигателя – 730 Нм.
Компания заботится об экологической безопасности и уделяет особое внимание нормам выхлопа. На экскаваторы устанавливается фильтр, задерживающий до 95 % вредных веществ. Качество выхлопа соответствует нормам Tier 2 и EUStage 2. Чтобы уменьшить выхлоп и расход горючего, по желанию покупателя двигатель оснащается функцией автоматической остановки и отключается, если техника бездействует дольше определенного времени (например, 5 минут. За 1 минуту до остановки мотора на экране в салоне появляется предупреждающая надпись.
Большое внимание уделено качеству горючей смеси и её компонентов. Очистка наддувочного воздуха производится в три этапа, при этом степень запыленности фильтра контролируется специальным датчиком. Фильтр для очистки топлива имеет влагоотделитель. Также присутствуют электросистемы управления и контроля, оптимизмрующие расход топлива в зависимости от выполняемых задач.
Ходовая часть
Ходовая тележка представляет собой X-образную раму с гусеничными цепями. Движение гусениц осуществляется за счет двухскоростного гидравлического мотора аксиально-поршневого типа. Мотор имеет планетарный редуктор, клапан, уменьшающий отдачу, и автоматическую систему торможения поворотного круга. Переключение скоростей автоматическое.
Кабина
Оператору экскаватора обеспечены комфортные и безопасные условия работы. Удобный доступ к рабочему месту и большая дверь облегчают ежедневные перемещения, а превосходный обзор дает полный контроль рабочих органов. Лобовое стекло можно снять, для этого оно выполнено из двух частей: нижняя съемная, для нее предусмотрен отсек в обшивке двери, а верхняя – сдвижная, ее можно поднять под потолок.
Конструкция кабины разработана таким образом, чтобы обеспечить достойные условия работы в самых жестких ситуациях. Системы отопления и кондиционирования входят в базовую комплектацию. Система вентилирования также оснащена фильтром для очистки запыленного воздуха. Опоры с гидроамортизацией поглощают вибрацию и толчки на 98 %, а звукопоглощающая обивка салона значительно сокращает шумность.
Отдельно стоит отметить каркас ROPS – защиту против опрокидывания. Она представляет собой систему конструктивных элементов, защищающих оператора в случае опрокидывания техники на бок. Состоит из подрамника и монтажного устройства, также оснащается подвеской или упругими амортизаторами.
Дополнительно можно установить навес FOPS для защиты оператора от вертикальных нагрузок (например, падения булыжников при работе в карьере). Важным условием являются пристегнутые ремни безопасности – система гарантирует защиту только в этом случае.
Также в комплектации кабины стоит отметить эргономичное водительское кресло, имеющее девять вариантов регулировки, вместительный контейнер для инструментов или личных вещей оператора, удобные органы управления и дисплей, отображающий все ключевые параметры: расход топлива, положение рабочих органов и др.
Обслуживание экскаватора
В отличие от российской традиции автомобилестроения, где одним из важнейших преимуществ техники является ремонт «на коленке», европейские производители сделали ставку на высокотехнологичные механизмы, требующие профессионального ремонта. Однако в Вольво сделали все возможное, чтобы облегчить оператору ежедневный уход и контроль основных параметров. Капот оснащен удобным открывающим механизмом, а основные узлы — большими сервисными крышками. Такие операции как проверка уровня масла или охлаждающей жидкости, осмотр двигателя, не занимают много времени.
Подробная информация об обслуживании экскаватора находится в руководстве по эксплуатации и потребовала бы отдельной статьи. Из основных работ можно отметить следующее.
Ежедневные (выполняемые каждые 10 моточасов):
- проверка уровня масла;
- проверка уровня охлаждающей жидкости;
- проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее;
- проверка натяжения ремня привода генератора;
- очистка водоотделителя.
Еженедельно (каждые 50 моточасов):
- добавление смазки в рабочие узлы;
- проверка и регулировка натяжения гусениц.
Ежеквартальные (каждые 500 моточасов):
- замена масла в двигателе;
- смазка поворотного круга;
- очистка радиатора.
Навесное оборудование
С экскаватором используется следующее оборудование:
- Ковш – основное приспособление, используется для работы с сыпучими грузами. Ковшом копают ямы, котлованы, траншеи, перемещают грузы, осуществляют погрузочно-разгрузочные работы, а также используют для перевозки малогабаритных грузов на небольшие расстояния.
- Рыхлители предназначены для измельчения грунта перед рытьем траншей или другими операциями. Выполняются в форме когтя или клыка с заостренной «коронкой» повышенной прочности. Используется при работе с тяжелыми и мерзлыми грунтами, слежавшимся строительным мусором и пр. «Коронки» повышают проникающую способность рыхлителя и подбираются в зависимости от задачи.
- Грейферы — различные типы захватов, по форме напоминающие челюсти или цветки с раскрывающимися лепестками. Применяются при устройстве колодцев и погрузочно-разгрузочных работах. В зависимости от типа захвата, могут работать с длинномерными грузами (трубами, бревнами) или сыпучими материалами.
- Гидромолот применяется для вскрытия и демонтажа дорожных покрытий из железо- или асфальтобетона и мерзлых грунтов.
- Гидробур – оборудование для устройства круглых отверстий в грунтах и асфальтобетонном покрытии. Применяются при устройстве свайных фундаментов и заборов, бурении скважин. В состав этого механизма входит приводное приспособление или головка, зубчатый шнек и удлинители.
- Гидроножницы по форме напоминают большие клещи. Применяются главным образом при демонтаже старых зданий и построек. Имеют опорно-поворотный круг, облегчающий управление.
- Виброплиты применяются для уплотнения грунта. Наиболее обычная сфера применения – дорожное строительство, устройство стоянок, аэродромов, в ряде случаев используется при укреплении грунта для дальнейших работ.
- Фрезы – тип оборудования для измельчения грунта. В основе конструкции – барабан с высокопрочными зубьями. Существуют фрезы для разных типов грунтов, асфальтового и бетонного покрытия.
- Мульчеры – вид специального оборудования для измельчения веток, тонких стволов деревьев и прочего растительного мусора. Применяется при расчистке просек и площадок для уничтожения кустарника и молодой поросли, также справляется с обрезкой крон. Представляет собой ротор с подвижными и фиксированными зубьями из высокопрочной стали. Режущие зубья могут иметь дополнительное карбид-вольфрамовое напыление, увеличивающее ресурс и износостойкость.
- Камнерезные пилы – применяются в горных работах для расчистки пространства, при устройстве тоннелей, а так же при добыче камней. Изготавливаются из высокопрочной стали со специальным напылением, подбираются в зависимости от твердости породы.
Большинство экскаваторов Вольво комплектуется навесным оборудованием собственного производства. Так, конструкторы компании Volvo СЕ создали целую серию ковшей из стали повышенной прочности и предусмотрели надежную защиту критических зон от перегрузок. Сменные элементы также представлены в ассортименте: зубья, адаптеры, сегменты, бокорезы, защитные накладки. Также компания активно использует продукцию других производителей, например, британской Miller, изготавливающей навесное оборудование для экскаваторов Cat, Hitachi, JCB и других.
Стоимость
Производство модели ЕС 240 было остановлено в 2007 году, поэтому в продаже представлена только подержанная техника. В идеале – не бывшая в эксплуатации или с небольшим пробегом. Цена зависит от года выпуска и комплектации. Средняя стоимость колеблется около 3 млн. руб.
В целом, экскаватор 2006–2007 года выпуска можно приобрести за 2,2 млн руб. Если искать экземпляры в очень хорошем состоянии и с небольшим пробегом, стоит ориентироваться на 2,8–3 млн руб. Если в комплект входит специальное навесное оборудование, цена может существенно вырасти: например, экскаваторы, оснащенные для демонтажа зданий, предлагаются за 5,3 млн руб и дороже.
Заключение
Экскаватор 240 Volvo – безусловный лидер в своем классе по надежности и безопасности. Высокие технические и эксплуатационными характеристики обусловили высокий спрос даже после окончания производства. Это мощная техника, разработанная для решения по-настоящему сложных задач, она быстро оправдает вложения и начнет приносить прибыль.
Читайте далее: