Внедорожник ГАЗ-71, он же вездеход ГТС — это армейская машина, специально разработанная для перевозки людей и различных грузов. Снегоболотоход справляется с транспортировкой техники и оборудования весом до 2 тонн, эвакуацией раненых, доставкой продовольствия и боеприпасов. Успешно преодолевает бездорожье и водные преграды. Не нуждается в гараже и может использоваться в широком диапазоне температур от -50 до +40 °С. В мирное время машина хорошо себя показала в рамках геологоразведки, снабжения удаленных пунктов, а также для активного отдыха.
История создания вездехода
ГТС интересен тем, что разрабатывался не для военных, а для научных и экономических целей. Заказчиком, разумеется, была армия, поэтому вездеход стандартизировали по силовой установке и трансмиссии со знаменитым грузовиком ГАЗ-66 (Шишигой). Однако инициатива была выдвинута в 1960-е годы, а главным приоритетом на тот момент было освоение Крайнего Севера и малонаселенных районов Сибири. Это было время великих строек и активного освоения природных богатств. Исследователи сталкивались с полным отсутствием дорог и крайне суровым климатом. Существовавший на тот момент вездеход ГАЗ-47 считался устаревшим, поэтому конструкторы взялись за его глубокую модернизацию.
ГАЗ-47 выпускался Горьковским автомобильным заводом с 1954 по 1964 год и широко использовался в различных отраслях промышленности и был оценен за его высокую проходимость. Однако в 1960-х годах выяснилось, что он не отвечал современным требованиям мощности и проходимости. Инженеры начали разрабатывать новую модель на основе старой модели и перенять все успешные функции. Однако уже на этапе производства возникла проблема: ГАЗу не хватало производственных мощностей, чтобы удовлетворить потребности государства, быстро восстанавливавшегося после войны. В 1973 году сборочный конвейер внедорожников был полностью перенесен на специализированный Заволжский цепной тракторный завод, а машина получила название ГТС.
Область применения
ГТС прекрасно справляется с такими видами работ как:
- перевозка людей (личного состава, персонала, научных экспедиций);
- перевозка оборудования, провианта, боеприпасов и других грузов весом до 1 тонны;
- эвакуация раненых или больных;
- буксировка прицепов массой до 2 т.
Это обусловило основные сферы его применения:
- военное дело;
- нефтеразведка;
- геологоразведка;
- снабжение удаленных научных баз и строительных объектов;
- поисково-спасательные работы;
- лесозаготовки;
- экстремальный активный отдых.
Вождение по бездорожью облегчено дополнительной функцией самовытягивания. Внедорожник может передвигаться сквозь сугробы снега, пустыни, болота. При установке специальных быстросъемных гидродинамических кожухов он может плавать в воде на расстояния до 1,5 км и выйти по берегу с уклоном до 20°.
Сплавляться по быстрым рекам не рекомендуется, так как течение может затопить машину, но на спокойной воде машина показала себя отлично.
Технические характеристики
Технические характеристики ГТС рассчитаны на использование в суровых дорожных и климатических условиях. Они выдерживают температуры от -50 до +40 °С, высокую влажность и запыленность воздуха и другие неблагоприятные факторы окружающей среды.
Габариты:
- длина — 5,39 м;
- ширина — 2,585 м;
- высота — 1,74 м;
- дорожный просвет — 0,38 м.
Двигатель
Машины комплектовали мощным карбюраторным восьмицилиндровым мотором. Двигатель ЗМЗ-41 объёмом 4,25 литра работает на бензине и развивает мощность до 115 л. с. Система одновременно активирует мотор, коробку передач, дополнительную скорость и сцепление.
Расход топлива
Вездеход имеет 4 бензобака: три больших по 232,5 л и один малый объемом 77,5 л. Такие большие объемы рассчитаны на то, чтобы машина проходила существенные расстояния без дозаправок. При максимальной скорости или при движении по бездорожью вездеход расходует до 150 л на 100 км и, таким образам, может пройти 400—500 км до того, как баки опустеют.
Ходовая часть
Машина смонтирована на гусеничном ходу. В основе ходовой части — двенадцать катков, работающих совместно с двухвенечными колёсами. Задние катки оснащены гидравлическими амортизаторами. Каждая гусеница состоит из 83 элементов. Они надежно соединены стальными креплениями. Гусеницы покрыты резиной. В зимнее время также устанавливаются съёмные снегоочистители, предотвращающие образование наледи и снега и продлевающие срок службы узлов.
Коробка передач — механическая, пятискоростная. Из пяти скоростей — четыре передние и одна задняя. Сцепление — сухое, однодисковое. Раздатка с двойной передачей, тормозная система — ленточная. Подвеска — торсионная с гидравлическим амортизатором.
Тормозная система
Вездеход оснащен двумя тормозными системами — основной и стояночной. Обе — ленточного типа. Шасси включает шесть цепных роликов с резиновым демпфированием с каждой стороны, а также пару передних ведущих колес и заднюю пару направляющих роликов.
Устройство кузова и кабины
Корпус внедорожника сварен из листовой стали различной толщины. Качество сварки обеспечило кузову полную герметичность, что позволяет машине плавать и преодолевать лесные болота. Несмотря на впечатляющие размеры, ГАЗ-71 обладает высокой маневренностью и хорошей скоростью.
Кузов машины состоит из трех отсеков:
- Кабина. Имеет два места для водителя и штурмана (или сменщика).
- Моторный отсек. Отделен от зоны загрузки и кабины съемными стальными перегородками, что облегчает доступ при ремонте. Здесь же установлен насос, перекачивающий воду, в то время как внедорожник преодолевает различные водные преграды.
- Платформа для перевозки людей и грузов. В основе конструкции — открытая платформа, которая может быть дополнена тентом для перевозки людей. Предусмотрено два варианта тентов: простой и северный (двойной, выше обычного). Имеется 10 сидячих мест или 4 спальных места. Дверь для посадки и погрузки расположена сзади.
Где можно купить вездеход
Большинство имеющихся в продаже вездеходов — с военной консервации. Это новые или имеющие небольшой пробег машины, уступившие место более новым моделям и поставленные на хранение. Удобный вариант — воспользоваться услугами компаний, предоставляющими вездеходы вместе с проведением профилактических работ. Это значит, что перед продажей механики проверят работоспособность основных узлов, состояние расходников и другие важные параметры. На этом этапе также можно заменить двигатель (например, установить дизельный D-243 или D-245 турбо), устроить теплый кунг со спальными местами и пр.
Также можно купить ГТС с рук.
Стоимость
Стоимость советского вездехода после консервации и полного цикла профилактических работ составляет около 895 000 руб. Для сравнения, более современные модификации предлагаются уже от 3 млн руб. В целом, купить нестарый ГТС в хорошем состоянии можно за 1—1,5 млн руб. А можно обратить внимание на более современный аналог ГАЗ-34039.
Заключение
В целом, вездеход отчасти устарел, однако продолжает оставаться актуальным решением для экстремальных видов отдыха (охота, рыбалка), разведки новых территорий, поисково-спасательных работ и обслуживания удаленных баз и станций. Популярность подтверждают многочисленные фото вездехода ГТС в сети, а также форумы с обсуждениями ремонта и тюнинга.
Читайте далее: