Тракторный двигатель Д 21 выпускается с 1967 года и, в несколько доработанном виде, продолжает сходить с конвейера до сих пор. Им комплектуют различные тракторы, самоходные шасси и некоторую другую технику. За более чем полвека своей истории Д-21 зарекомендовал себя как надежный и безотказный мотор с небольшим расходом топлива, а ещё — простой в эксплуатации и обслуживании.
Описание двигателя
Сборка двигателя Д 21 ведется на Владимирском тракторном заводе. Он принадлежит к семейству дизельных моторов с воздушным охлаждением. Данная модель имеет два цилиндра, однако в семействе также есть трех-, четырех- и шестицилиндровые силовые агрегаты. Большинство деталей унифицированы, что позволяет избежать проблем с запчастями и упрощает ремонт.
Сегодня Д-21 выпускается под маркой Д-120. Доработанный мотор получил увеличенную мощность и частоту вращения коленвала. Мотор обладает рядом преимуществ, среди которых:
- Воздушное охлаждение устроено на порядок проще жидкостного и позволяет избежать установки радиатора, расширительного бачка и других элементов. При этом оно достаточно эффективно, чтобы защищать мотор от перегрева при температуре до +40 градусов.
- Большой диапазон температур. Мотор уверенно запускается при температуре до -40 градусов и не перегревается в жару. Таким образом, укомплектованная им техника может использоваться во всех регионах России.
- Особый уравновешивающий механизм, который минимизирует вибрацию. Вибрация — распространенная проблема двухцилиндровых силовых агрегатов, и в Д-21 она успешно решена.
- Компактные габариты и сравнительно небольшой вес. Это упрощает перевозку, монтаж и демонтаж в случае ремонта.
- Экономичность. По расходу топлива мотор успешно конкурирует с зарубежными аналогами.
- Оптимальная компоновка, облегчающая обслуживание и ремонт.
В основе конструкции — чугунный картер, защищающий детали от механических повреждений. Внутри расположены цилиндры, головки цилиндров и картер маховика. Также имеются крышки распределительных шестерен и переднего листа. Данные детали — основа для фиксации остальных деталей мотора.
Силовой агрегат устанавливается на раме трактора или самоходного шасси так, чтобы топливная аппаратура, а также впускной и выпускной трубопроводы были расположены слева по ходу трактора. Там же находятся средний дефлектор и свеча подогрева. В передней части размещены горловина картера двигателя, осевой вентилятор, счетчик моточасов и топливные фильтры. Здесь же находится щуп измерения масла: можно одновременно проверить уровень и восполнить расход, если необходимо. Также в передней части мотора расположили шкив привода вентилятора и генератора с необходимыми метками, облегчающими диагностику и ремонт. Справа по ходу движения расположены механизм привода декомпрессора, пусковой стартер и кожух 3 вентилятора. Сзади находится кожух маховика. Двигатель удачно сбалансирован, а также расположен оптимально для обслуживания и ремонта.
Д-21 — четырехтактный двигатель. Его рабочий цикл состоит из четырех тактов: впуска воздуха и топлива, сжатия, рабочего хода, выпуска газов.
В какой технике используется
Поршневая группа данного мотора устанавливалась на тракторы Т-40, Т-25А, Т 28Х4М и различную дорожностроительную технику. Данные тракторы также выпускались Владимирским тракторным заводом, и двигатель рассчитан в первую очередь на работу с ними. Некоторые модели успешно пережили конкуренцию. В частности, сегодня можно купить двигатель Д 21 на трактор Т 25, так как эта модель выпускается и пользуется небольшим, но устойчивым спросом как в аграрной, так и в строительной или коммунальной сферах.
Кроме того, Д-21 часто сопровождает дизельные электростанции, а также мобильные компрессорные и сварочные установки.
Технические характеристики
Характеристики двигателя:
- тип — четырехтактный;
- количество цилиндров — 2;
- расположение цилиндров — вертикальное;
- мощность — 25 л.с / 18,4 кВт;
- расход топлива — 241 г/кВтч / 177 г/л.с.ч;
- топливо — дизельное;
- охлаждение — воздушное, принудительное;
- относительный расход масла — от 0,3 до 0,5 %.
Габаритные размеры:
- длина — 689 мм;
- ширина — 628 мм;
- высота — 865 мм.
Вес — от 272 до 295 кг в зависимости от комплектации (без масла).
Двигатель бескомпрессорный, оснащен непосредственным впрыском топлива. Технические характеристики двигателя Д 21 продуманы и сбалансированы таким образом, чтобы мотор работал долго и безотказно, а также легко поддавался диагностике и ремонту даже в полевых условиях.
Обслуживание Д21
Подробно виды и периодичность техобслуживания описаны в инструкции. Здесь следует сказать, что все работы можно разделить по периодичности на:
- ежесменное (через каждые 10 часов моточасов);
- раз в две недели (через 125 м/ч);
- ежеквартальное (через 500 моточасов);
- сезонное (через 1000 м/ч или дважды в год).
Отработанные моточасы отображаются на специальном счетчике, расположенным под капотом. В целом, обслуживание сводится к контролю уровня масла и своевременному его доливу, сезонной замене масла, осмотру мотора на наличие утечек и видимых повреждений. При появлении посторонних звуков (стука, лязга) следует остановить работу и выполнить диагностику и необходимый ремонт. При своевременном и качественном обслуживании мотор проработает безотказно в течение многих лет.
Возможные неисправности и ремонт
Среди наиболее распространенных неполадок — износ подшипников коленвала или коренных подшипников, выработка ресурса вкладышей и т. д. На них указывают глухой стук в нижней части картера, шумы в зоне передвижения поршня или коренных опор коленвала. Также следует обращать внимание на любые посторонние звуки топливопроводах, перебои в работе мотора и трудности при его запуске. В идеале, ремонт двигателя Д 21 должен выполняться в сервисном центре, особенно если речь идет о современной модификации. Однако на практике старые двигатели ремонтируют своими руками, благо простая конструкция позволяет делать это при базовых технических знаниях и навыках авторемонта.
Стоимость
Новые двигатели Д-120 предлагаются по цене от 250 до 280 тыс. руб. Подержанные экземпляры дешевле. В среднем, цена двигателя Д 21 «с пробегом» находится в диапазоне от 25 до 50 тыс. руб. За эту сумму можно найти подержанный мотор в хорошем состоянии и полностью рабочем состоянии.
Также есть компании по продаже восстановленных двигателей, то есть прошедших капитальный ремонт. Считается, что их качество максимально приближено к новым, при этом цена ниже. Отдельно стоит упомянуть неисправные моторы, предлагаемые на запчасти — их стоимость может достигать и нескольких десятков тысяч рублей.
Заключение
В целом, Д-21 и его современные модификации сохраняют невысокую, но устойчивую популярность. Это надежные и экономичные моторы, прочно занявшие место в нише двигателей для легких тракторов, самоходных шасси и различных мобильных станций. Спрос подтверждают постоянно обновляющиеся предложения на порталах продажи техники и запчастей. Несмотря на то, что модели больше полувека, сегодня свободно можно купить двигатель Д 21 бу или его новую модификацию. При правильном обслуживании даже подержанный мотор прослужит долго и безотказно.
Читайте далее: