Свою популярность спецтехника под маркой «Беларус» получила благодаря высокой надежности, универсальности, ремонтопригодности и демократическим ценам. Технические характеристики, ровно как и вес МТЗ-82, позволяют широко использовать его на предприятиях агропромышленного комплекса, в строительстве и для нужд жилищно-коммунального хозяйства. Соединение двигателя с трансмиссией происходит через однодисковую муфту сцепления. Стандартное исполнение коробки передач позволяет манипулировать девятью передачами вперед и двумя назад.
Описание и устройство трактора МТЗ
На вершину популярности трактора под маркой Беларус 82 пришли благодаря разнообразию модификаций:
- 82 — многоцелевой трактор для нужд агропрома;
- 82.1 — основное отличие — более просторная кабина;
- 82.1-23/12. У данной модели непривычно большие передние колеса;
- 82Р — разработан специально для работы на рисовых чеках;
- 82Н — имеет заниженный (по сравнению с базовой моделью) клиренс — 400 мм. Укомплектован колесами — 16,9/14-30 (задние) и 10-16 (задние). Предназначен для работ на сложных рельефах с уклонами и возвышениями до 16 градусов;
- 82К — комплекс дополнительных опций позволяет работать на склонах до 20 градусов;
- 82 МК — коммунально-уборочный трактор;
- 82В — главное отличие от базовой модели — это наличие реверсивного редуктора;
- 82 Т — оптимален для эксплуатации на полях по выращиванию овощей и бахчевых культур. Из того чего нет в базе отметим присутствие дополнительных колесных редукторов, которые увеличивали его дорожный просвет.
Родоначальник семейства — это универсальный четырехколесный трактор мощностью 81 л.с. Он пришел на смену морально устаревшему МТЗ-52. Обновленный трактор Беларус получил обновленную ходовую часть, трансмиссию, гидронавесную систему и двигатель производства Минского моторного завода. При этом машина получила новую кабину, где были учтены недостатки предшественника и предпринята попытка максимально приблизиться к мировым стандартам.
Широкий спектр навесного оборудования предоставил возможность использования трактора практически на всех стадиях обработки почвы до уборки урожая, от способностей убирать городские улицы до выполнения самых различных задач в сфере ремонта коммуникаций и строительства.
МТЗ-82 — отличный помощник при перевозке грузов там, где нет дорог с твердым покрытием.
Завод-изготовитель дает гарантию полной функциональности трактора в диапазоне температур от -40 до +40 градусов по Цельсию. Данная характеристика обусловила популярность трактора Беларус практически на всей территории России.
Технические характеристики трактора Беларус
Многоцелевой трактор Беларус 82.1 с полноприводным шасси 4х4. При этом есть опция переключение в режим заднего привода. Техника обладает отличными ходовыми качествами, экономичным дизелем, удобным рабочим местом оператора и эргономичным расположением элементов управления.
Габаритные размеры МТЗ 82
Длина по кузову | 4, 12 м |
Размер по краям колес | 3, 82 м |
Ширина трактора | 1, 97 м |
Высота от земли до края кабины | 2, 80 м |
Статические характеристики
Вес в рабочем состоянии | 4 000 кг |
Масса трактора без оснащения | 3 850 кг (+/- 100 кг) |
Предельно допустимая масса (с грузом и навесным оборудованием) | 6,5 т |
Масса прицепа, не зависимо от качества дороги | Не более 9 т |
Ходовая часть и размер шин МТЗ 82 | |
Размер колеи задних колес |
— 1 350-2 050 мм (при наличии гидроусилителя; — 1 410-1 970 мм (при наличии ГОРУ). |
Колея от передних колес | 1430-1990 мм |
Клиренс по осям |
Под передней 645 мм Под задней 465 мм |
Максимальная глубина водной преграды | 0,85 м |
Минимальный радиус разворота | 4,1 м |
Колесная формула | Полный привод |
Размер передней резины | 11.02.20 |
Размер шин задней оси | 15.5R38 |
Угол подъема рельефа при отсутствии какого-либо покрытия |
20 градусов (без нагрузки); 12 градусов (с прицепом) |
Сервисные и дилерские центры по продаже тракторов Беларус предлагают дополнительно к стандартным шинам приобрести комплекты колес низкого давления. Данное предложение актуально для тех, кто эксплуатирует технику на в районах, переувлажненных или рыхлых почв. Выбор в пользу таких комплектов гарантирует:
- Уменьшение давления на грунт.
- Повышение тяговитости и проходимости трактора.
- Экономию топлива.
Двигатель
В качестве оптимального варианта двигателя был выбран четырехтактный дизель Д-243 производства Минского моторного завода. Рабочий объем 4750 куб. см. Мотор не предусматривает турбонаддува. Охлаждение — жидкостное. Это достаточно мощный, весьма надежный, неприхотливый в обслуживании, весьма экономичный и при этом простой агрегат. «Железное сердце» трактора позволяет демонстрировать мощность 60 кВт или 81 л.с. Приводной вал вращается с номинальной частотой — 2200 об/мин. Запас топлива составляет 130 л, что при расходе от 9,5 до 13 литров в час позволяет отработать две полных смены без дозаправки.
Весной 2019 года МТЗ-82 комплектуются двигателями, отвечающими требованиям Stage II. Это мировой стандарт, регламентирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах строительных машин. Возможность белорусских производителей выпускать дизеля подобного класса существенно расширила продаж техники в дальнее зарубежье.
Система питания двигателя включает в себя:
- Топливный насос.
- Фильтр грубой очистки.
- Фильтр тонкой очистки топлива.
- Систему шлангов низкого и высокого давления.
- Форсунки.
Дизель оборудован электрическим стартером. Для запуска при отрицательных температурах на помощь ему приходят свечи накаливания.
Смазка Д-243 представляет собой систему, где часть деталей получают масло под давлением, а часть — классическим разбрызгиванием. В состав системы входят:
- Картер двигателя.
- Центробежный насос.
- Масляный фильтр (бумажный элемент).
- Корпус масляного фильтра.
- Масляный радиатор.
Охлаждение двигателя осуществляется через систему циркуляции охлаждающей жидкости, подаваемой в систему при помощи центробежного насоса. Привод помпы — от коленчатого вала на шкив — через ременную передачу. Регулирование температурного режима доверена термостату, установленному перед контуром охлаждения.
Гидронавесная система
Задача регулирования положение навесного оборудования в тракторе МТЗ-82 отведена гидронавесной системе. В ее состав входят:
- Насос шестеренчатый.
- Гидроусилитель.
- Силовой и позиционный регулятор.
- Гидрораспределитель.
- Цилиндр управления.
Производительность насоса — не менее 45 л/мин. Количество гидравлического масла в системе — 21 литр.
Трансмиссия
В состав трансмиссии трактора МТЗ-82 входят:
- Коробка переключения передачами.
- Передний и задний мосты.
Количество передач может быть удвоено, благодаря удваивается благодаря делителю.
При отключенном редукторе скорость МТЗ-82 находится в диапазоне:
- От 2,5 км/час до 33,4 км/час — вперед.
- От 5,2 км/час до 8,89 км/час — назад.
Понижающий редуктор позволяет манипулировать скоростями от:
- 1,89 до 25,25 км/час — при движении вперед
- 3,98 до 6,78 км/час — назад
Тормозная система
Тормозная система трактора представляет собой набор узлов и механизмов, обеспечивающих статичное положение техники, как при кратковременной, так и межсменной стоянке. Тормоза — на обоих осях — дисковые. Стояночный тормоз — классический (рычажный) с ручным управлением. Фиксация осей при работе с тележкой производится в блоке со стандартным торможением трактора. Управление тормозами для прицепа — пневматическое.
Кабина
Как уже было отмечено, в семействе МТЗ 82 есть варианты комплектации тракторов, как стандартной, так и увеличенной кабиной. Крепление рабочего пространства оператора осуществляется через резиновые амортизаторы, что призвано минимизировать механический и акустический дискомфорт.
Повысить звукоизоляцию кабины и заодно защитить оператора от аномальных температур призван слой изоляции из экологически чистых материалов. Резиновые уплотнения и цельнометаллический каркас и достаточная герметичной конструкции исключают попадание в салон трактора пыли и влаги извне. В стандартной комплектации оснащение кабины МТЗ 82 предусмотрено:
- Сидение, с регулировкой по росту и весу оператора.
- Два боковых зеркала заднего обзора.
- Отопитель салона.
- Антибликовый козырек.
- Очистители рабочих стекол (лобового и заднего).
Навесное оборудование
Успешные продажи и популярность у покупателей напрямую связаны с возможностью работы трактора МТЗ-82 с целым рядом навесного оборудования. Самые востребованные из них:
- Вилы погрузочные и транспортные.
- Грузоподъемные устройства с гаком и для захвата петель мягких контейнеров.
- Механизм для фиксации деревьев и бревен.
- Кантователь рулонов.
- Ковши, среди которых могут быть как фронтальные, так и челюстные.
- Отвалы различного назначения.
- Коммунальные щетки.
- Тягово-сцепные устройства.
Помимо перечисленных приспособлений, МТЗ-82 может выполнять задачи полноценного экскаватора, фронтального погрузчика или транспортировщика на незначительные расстояния как сыпучих, так и штучных грузов.
Условия обслуживания и эксплуатации
Как и любая техника, тракторы Беларус требуют систематического и добросовестного технического обслуживания. Производитель рекомендует следующие его виды:
- Ежесменное (перед каждой рабочей сменой).
- Первое ТО (через каждые 125 рабочих часов).
- Дополнительное первое (через каждые 250 раб. час).
- Второе ТО (через 500 мото-часов).
- Третье ТО (через 1000 мото-часов).
Кроме этих видов существуют технические освидетельствования внеплановые. Их причинами могут быть:
- Обкатка (как у нового трактора, так и у прошедшего капитальный ремонт двигателя.
- Постановка и снятие с длительной стоянки.
- Напряженная работа трактора.
- Подготовка к зимнему сезону.
Постоянный контроль протечек топлива и технических жидкостей, люфта соединений, усилий затяжки болтовых соединений, и чистота — залог долгой и безотказной работы трактора.
Какой бы ни была надежная машина — производитель напоминает, что максимальная скорость трактора Беларусь, как и предельные значения при выполнении той или иной операции — не безграничны и небезопасны! Экстремальные нагрузки в разы сокращают ресурс узлов и механизмов МТЗ 82. впрочем, как и любой техники.
Популярность тракторов белорусского тракторного завода и его флагмана — МТЗ-82 не могла возникнуть на пустом месте. Они действительно работяги, а их способность выполнять большой спектр задач, ремонтопригодность и надежность данной машины на протяжении многих лет — породили почет, уважение и любовь уже не одного поколения потребителей. И с этим трудно поспорить.
Читайте далее: