Среди любителей активного отдыха выделяются те, кто предпочитает собирать транспорт своими руками. Тем более, это рациональный способ утилизировать старую технику советского производства. Чаще всего в дело идут автомашины ГАЗ — вездеход на базе ГАЗ 66 собирают чаще других, они доступны и дают немалую долю проходимости и надежности.
Назначение вездеходов
Главные области применения:
- грузоперевозки;
- перевозка людей;
- полевые исследования, разведка полезных ресурсов;
- спасательные операции;
- военное дело.
Вездеходы обеспечивают выполнение работ вне зависимости от погоды, состояния льдов и грунта. Они могут проходить по бездорожью, глубокому снегу, болотистому грунту, форсировать водные преграды и крутые склоны.
Для движения по бездорожью колесному вездеходу необходимы:
- хорошая опорная проходимость, то есть способность держаться на слабом грунте;
- профильная проходимость, то есть способность преодолевать неровности;
- достаточный запас мощности.
Это обеспечивается за счет установки больших колес и хорошей артикуляции подвески. Часто используют шины низкого (от 0,5 атм.) и сверхнизкого (менее 0,5 атм.) давления. Основное преимущество таких шин — повышенная проходимость и низкая нагрузка на окружающую среду.
Основоположником создания вездеходов считается Якоб Спайкер — участник гонок Париж — Мадрид и хозяин небольшого машиностроительного завода. В 1903 году он решил построить полноприводный автомобиль для лучшей проходимости. А в 1910 начались испытания вездеходов на гусеничном шасси. Считалось, что использование опорных катков вместо колес уменьшит удельное давление на поверхность и повысит повышения проходимости по снежному покрову и в условиях болот. Расчет полностью оправдался, что дало рождение гусеничной технике. В СССР разработки начались только в 1936 году, когда в Военно-воздушной инженерной академии решили создать машину для дальних экспедиций.
Преимущества и недостатки самодельной техники
Основные преимущества:
- Неплохие показатели мощности, что существенно расширяет сферу применения. Самодельные вездеходы могут использоваться не только для отдыха и перемещений, но и в сельском хозяйстве.
- Некоторые модели фактически заменяют трактор. Использование такой техники на уровне личных хозяйств становится все более целесообразным.
- Простая эксплуатация, которая не требует специальных знаний и навыков.
- Изготовление самодельного агрегата будет намного дешевле, чем покупка нового вездехода.
- Более упрощенный ремонт, потому что вездеход изначально собирается из доступных деталей, которые потом можно легко получить.
- Возможность вносить изменения в конфигурацию устройства, добавлять что-то новое. В приобретенных вездеходах это недопустимо, поскольку велик риск вывести машину из строя.
Однако не стоит думать, что производство вездехода в домашних условиях является безоговорочно прибыльным предприятием. Этот метод имеет свои недостатки:
- Довольно кропотливый процесс сборки. Необходимы определенные технические знания, а также умение работать со сварочным аппаратом и другим профессиональных инструментом. Другими словами, создание вездехода своими руками подходит не всем.
- Поиск необходимых запчастей и запчастей также является дополнительной трудностью в этом вопросе.
Какие виды вездеходов можно изготовить из ГАЗ 66
Существует множество проектов на базе ГАЗ-66. Проектируя конструкцию и внешний облик, мастера привязаны не только к условиям эксплуатации, но в первую очередь к финансовым возможностям, доступным узлам и агрегатам, и наконец, собственному пониманию того, как это должно выглядеть и передвигаться. Использование грузовых и тракторных агрегатов и шасси — это целая область в индустрии вездеходов. Их часто не допускают к участию в профильных соревнованиях из-за неравных возможностей. Однако при конструировании машин для охоты, рыбалки и просто отдыха вдали от цивилизации эта проблема снимается.
Отдельно стоит упомянуть машины ГАЗ на базе 66, которые в строгом смысле не являются вездеходами: из-за своего веса они могут двигаться только на более или менее твердой поверхности. Зато их грузоподъемность существенно превышает таковую у джипов. Это:
- Машины с эффектным внешним обликом, в том числе фан-машины, несущие, в том числе, определенную визуальную нагрузку, например, рекламную.
- Туристские автомобили, которые используются для привлечения и высадки туристов в непроходимые места.
- Техника для личного пользования: с удобным и большим салоном, например, позаимствованным от японского или американского внедорожника или минивэна.
Самостоятельное изготовление
Выше шла речь о машинах, призванных объединить внедорожник, грузовик и трактор. ГАЗ-66 идеально подходит как основа для таких многофункциональных машин. Если взять за основу раму и элементы ходовой от ГАЗ-66, установить колеса от трактора К-701 (знаменитый «Кировец»), кабину позаимствовать от старого доброго грузовика ГАЗ-53, а мотор — у трактора Т-40, получится мощный и неприхотливый вездеход, незаменимый помощник для работы на селе. Хорошее решение, когда нужны трактор и грузовик, чтобы возделывать угодья, но купить и, главное, содержать две единицы техники получается накладно.
Мотор соединен с раздаточной коробкой и понижающим редуктором. Весь силовой агрегат вместе с коробкой передач размещен в задней части и накрыт капотом от старого трактора. Кабина смещена максимально вперед за переднюю ось, чтобы освободить место для обширной бортовой платформы. В результате агрегат может передвигаться по болоту, грязи, снегу и прочему бездорожью, подходит для буксировки полностью груженого тракторного двухосного прицепа, а в бортовом кузове можно перевозить не только грузы, но и пассажиров.
Ещё один пример самоделки на базе ГАЗ 66 — сочетание шасси с кузовом от «Мерседеса». В данном проекте от ГАЗ-66 взяты рама, мосты и раздатка. От Мерседеса — кузов, мотор (5.0, бензиновый, мощностью 320 л. с.) и автоматическая КПП. Получился презентабельный и комфортабельный автомобиль, который можно использовать для охоты и рыбалки. На агрегат получены официальные документы (на ГАЗ-66), на нем можно свободно ездить по дорогам общего пользования. Расход топлива более 20 литров на 100 км, что очень много для легковой машины, но вполне умеренно для внедорожника.
Еще вариант — гибрид ГАЗ-66, ЗИЛ- 157, давшему часть кабины, и Ниссан Сафари, давший мотор (объём 4.2 л, мощность 125 л.с.). Рама, радиатор охлаждения — от Газ-66. Установлены две раздаточные коробки, вездеход имеет полный привод. Колёса изначально были установлены от БТР, но после установки более крупных колес от Краза автомобиль сильно прибавил в проходимости, особенно в колее.
Заключение
Вездеходный автомобиль ГАЗ на базе ГАЗ 66 может стать как средством отдыха и развлечений, так и незаменимым помощником в сельской местности. Это надежная и проходимая машина. Проектов много, поэтому любой, кто обладает навыками авторемонта и работы с металлом и располагает свободным временем и материалами, может собрать идеальный автомобиль под свой вкус и нужды. Это потребует времени и затрат, зато будет полностью отвечать предпочтениям.
Читайте далее: